Посмотрел, наконец, вчера фильм Алексея Германа-старшего "Трудно быть Богом" по одноимённой повести братьев Стругацких, который он "вымучивал" 10 лет, да так , судя по фильму, и не "вымучил"...
Ранее смотреть опасался - читал отзывы об изобилии в фильме сцен беспросветной жестокости и насилия - негатива в жизни и так хватает.
В процессе просмотра фильма понял - насколько много в нём искусственного, театрального, крайне субъективного и , на мой вкус, интеллектуально фальшивого, ничего не имеющего к сути повести братьев Стругацких. Герман отображал, по моему мнению, скорее свои детские, юношеские и взрослые представления о "страшном" и "ужасном". И какие-то личные комплексы...
Братья Стругацкие, со своей повестью, в этом фильме вообще не причём...
Общее впечатление - "Какая гадость, какая гадость - эта ваша заливная рыба..." Охи и ахи киношных снобов и специалистов кино меня совершенно не впечатлили. Да и отзывы эти какие-то рыхлые и не конкретные: набор общих слов и аналогий. У них своя корпоративная этика. Уважаемый метр не может ошибаться...
Третьего дня (29 августа) меня вдруг "потянуло" на выявление объективных общих критериев оценки фильмов с точки зрения соотношения в них сцен крупного, среднего и общего планов: "Хотите быстро оценить "качество" фильма? Обратите внимание на долю в нём крупных планов и качества, внятности разговоров... Если крупных планов и разговоров много, значит фильм малобюджетный и, скорее всего, немастеровитый. Но этот метод "оценки", конечно же, не исчерпывающий и однозначный. Всего должно быть в меру. И "планов" и "слов"... Я сказал. Для меня идеал - "Сталкер" Андрея Тарковского.
Возможно, что моё "подсознание" предчувствовало, что мне предстоит посмотреть фильм Германа.
Фильм "Трудно быть Богом" Германа полностью отвечает оценки "плохой" по предлагаемым критериям - гипертрофированное изобилие крупных планов, мутность диалогов и невнятность реплик. Форма изложения явно преобладает над содержанием: много не адекватных по мизансцене, второстепенных по сути, несущественных по смыслу, с точки зрения идеологии повести Стругацких, сцен.
Небольшой (малый) набор используемых ( по видимому, любимых режиссёром и оператором) приёмов съёмки и показа: лица, части тела, загнивающие раны, какашки, кишки во весь экран и обязательно кто-то должен промелькнуть между камерой и рассматриваемым объектом и, при этом, взглянуть в саму камеру. Масса театральных поз, театральной мимики, нарочитых театральных движений и действий. Сложилось впечатление, что вся "оригинальность" этого фильма состоит в вульгарной натуралистичности. В её животной компоненте.
Демонстративно тенденциозный выбор актёров с уродливыми лицами и какими-либо внешними дефектами. Большинство толстые. Много невнятных разговоров и "мычаний", планов с голыми задницами и процессами испражнения...
Попытка малыми, простыми до банальности, средствами показать и доказать зрителю страшную "плохость" и "инакость" людей арканарского мира. Это делается до того навязчиво и однообразно, что после пяти "грязных" сцен, фильм перестаёт производить "ужасное" впечатление. Наступает привыкание.
Мне кажется, что это неудачный фильм большого режиссёра.
И у Тарковского, и у Рязанова, и у Гайдая, и у Михалкова последние (крайние) фильмы совершенно не сопоставимы с их гениальными ранними фильмами.
Может это какая-то закономерность - исчерпание таланта. Всему своё время и свой срок...
На форуме рейтинг фильма крайне низкий, а вот отзывы:
Три часа (!) плюются, харкаются, гадят, грязища, дерьмище, вода отовсюду, все мокрые, все лезут прямо в камеру беззубыми ртами. Вот и весь фильм.
Гасконец (Оценка: 3)
Соглашусь. Три часа люди барахтаются в говне и потом Ярмольник говорит: "Трудно быть богом!"
По мне так полутона всегда милее уму сердцу, чем прямолинейная достоевщина, но в этом случае все еще и тошнотворно. Нет сил ничего додумывать. Писали, что Умберто Эко восхищался фильмом. Не могу понять чем!
PotsdamEd (Оценка: 1)
Polnoje ubo;estvo!
Pif-Puf (Оценка: 2)
Boris Teishev: Согласен с предыдущими ораторами, что тема дерьма в фильме раскрыта полностью. Причём, задолго до финальных титров. Подумав о Стругацких, вспомнил недавно вычитанное изречение Чингисхана : «Такое оскорбление я могу простить только будучи мёртвым».