Идеал, совершенство, эталон…Современный мир диктует свои условия: для того, чтобы быть успешным, надо быть лучшим, best of the best.
Не стоить упрекать людей (да и себя) в бездуховности и стремлению к идеалу. Все, как мы действуем, чувствуем, мыслим имеет свои причины.
Попробуем разобраться?
В начале жизни мы все сосредоточены на себе, мы не разделяем внешний и внутренний мир, себя и мать, мы едины. Зигмунд Фрейд назвал этот период «первичным нарциссизмом».
В младенчестве мы полностью удовлетворены собой (если можно так выразиться), получаем удовольствие от соприкосновения и изучения своего тела, переживаем опыт единства мира (внешнее) и себя (внутреннее).
Далее мы вынуждены отказаться от части своего нарциссизма и обратить часть либидо (энергии) на внешний объект. Внешний объект должен стать для нас важным и ценным, поэтому ребёнок априори любит своих родителей (даже если он впоследствии считает, что это не так). Это важнейшее условие выживания ребёнка.
Что же происходит с «оставшимся» нарциссизмом?
Часть его трансформируется в Идеал Я. Этому идеалу Я достаётся та любовь, которую младенец обращал на самого себя. Идеальное Я - инфантильное, незрелое, обладающее всеми совершенствами. Как мы понимаем, такое Я совершенно недостижимо и невозможно.
Почему же мы так стремимся к этому идеалу?
Так как Идеал Я берет начало из первичного нарциссизма, того периода, когда мы были идеалом для самого себя, нам хочется испытать вновь это сладостное чувство. Чувство совершенства, абсолютной самодостаточности.
Это отголоски детской фантазии о всемогуществе, которая поддерживается родительскими посланиями и требованиями. В случае когда ребёнок является нарциссическим продолжением своих родителей, ему предъявляются высокие и невыполнимые требования.
Он должен воплотить неисполненные желания своих родителей, стать великим, героем, победителем. Как мы понимаем, Идеал Я не равен реальному Я. Идеал Я всегда выигрывает, так как не ошибается и не существует.