Василий Александрович Сухомлинский - педагог-новатор, писатель, автор педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью.
Он родился 28 сентября 1918 года в Херсонской губернии в бедной крестьянской семье. Его родители, Оксана Авдеевна и Александр Емельянович, воспитали четверых детей, и все они стали сельскими учителями.
В 1933 году Василий покинул родной дом и уехал учиться в Кременчуг. Там он окончил рабочий факультет, поступил в педагогический институт и в 17 лет начал работать учителем в школе недалеко от родного села.
Позднее Василий Александрович перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно его окончил его в 1938 году.
В надежды и планы молодого талантливого педагога вмешалась Великая отечественная война: в 1941 году Василий Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт.
Защищая Москву в 1942 году, он был тяжело ранен и чудом остался жив. Осколки снаряда из его груди извлечь не удалось - они были расположены слишком близко к сердцу. Василий Александрович носил эти осколки всю жизнь, рискуя её потерять от малейшего перенапряжения.
Тогда же он узнал о гибели своей жены и маленького сына и рвался обратно на фронт, но воевать его не пустила комиссия. Василий Сухомлинский уехал в Удмуртию и проработал там сельским учителем почти до окончания войны. Там он познакомился со своей второй женой и с ней вернулся в родные края, где Василий Александрович возглавил Районный отдел народного образования и вместе с женой работал учителем в местной школе.
В должности заведующего Василий Сухомлинский все свои силы направил на восстановление системы образования после войны: управлял строительством и ремонтом школ, помогал сиротам, организовывал питание и выполнял еще много разных хозяйственных дел.
Школа радости
В 1948 году Василий Александрович сам попросил назначить его директором Павлышской средней школы. Конечно, у администрации не было ни одной причину ему отказать.
В 1951 г. на базе школы Василий Сухомлинский организовывает особое воспитательное учреждение для шестилетних детей и называет его Школой радости. Система воспитания в этой школе основывалась на духовном общении ребенка с воспитателем. Общение с природой, уроки на свежем воздухе, знакомство с научными знаниями, с культурой умственного труда - дети учились «наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом».
Но самым главным в своей воспитательной работе Сухомлинский считал то, что дети «прошли школу человечности, научились чувствовать человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, жить среди людей, любить свою Родину и ненавидеть её врагов».
Василию Александровичу удалось организовать не только занятия для дошкольников, но и для их родителей. Молодым папам и мамам рассказывали о важности гармонии внутри семьи, о воспитании человечности в ребенке, о понимании и принятии ребенка и об основных ошибках в воспитании.
Здоровье детей
Василий Сухомлинский подробно изучил взаимосвязь физического и умственного развития неуспевающих детей и пришёл к выводу: у 85% детей с плохой успеваемостью плохое состояние здоровья. В некоторых случаях это заболевание, незаметное для врача, которое можно выявить только общими усилиями родителей, доктора и учителя.
Василий Александрович часто обращался к сторонникам методов ускоренного обучения со словами: «Не играйте здоровьем детей!».
Вместе с родителями Василий Сухомлинский так организовал жизнь детей, что ребята, которые носили очки в первом классе, в третьем классе их снимали. Здоровье детей крепло, и к окончанию начальной школы в классах не было ни одного случая заболевания.
Труд
Счастливые и здоровые дети в школе Сухомлинского воспитывались не только духовным единением с учителем и играми, но и трудом. На территории школы почти всё было сделано руками ребят - младшие ученики помогали старшеклассникам, которые, в свою очередь, даже выполняли сложные монтажные проекты в деревне.
Труд был в радость ребятам, ведь Василий Александрович и его коллеги умели научить их работать и делать это интересно.
Оценки
Василий Сухомлинский сам был противником строго оценивания школьников и убедил их родителей не требовать от детей высоких оценок. В «Школе радости» не гнались за пятёрками: в ней отличники не выделялись и не считали себя лучше других, а троечники не испытывали чувство неполноценности. Каждому ребенку внушали, что он хороший, и с этими мыслями, с таким отношением к себе дети стремились стать таковыми.
Книги
Будни и праздники Школы радости, свои взгляды на воспитания, наблюдения и вывод Василий Александрович подробно описывал в своих книгах и статьях. Его день начинался в 4-5 часов - время писать было только ранним утром, ведь ровно в 8 часов он каждый день открывал двери школы и выходил навстречу ребятам, идущим на уроки.
В течение своей жизни В.А. Сухомлинский написал около 30 книг и более 500 статей, которые были переведены на многие языки.
Самые популярными произведения Василия Сухомлинского:
- «Сердце отдаю детям»
- «Как воспитать настоящего человека»
- «Разговор с молодым директором школы»
- «Письма к сыну»;
- «Потребность человека в человеке»;
- «Об умственном воспитании»;
- «Книга о любви»;
- «Человеческая личность неповторима»;
- «Верьте в человека»;
- «Мудрость родительской любви».
Василий Сухомлинский руководил Павлышской средней школой до своих последних дней. Гениального педагога не стало 2 сентября 1970 года.
Его книга «Сердце отдаю детям» была удостоена Государственной премии УССР в области науки и техники в 1974 году и до сих пор считается одной из лучших книг о воспитании, когда либо написанных.
Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ