Отпустить или догнать? Как психологу выстраивать отношения с клиентом?
После того, как клиент вышел из кабинета психолога, его необходимо отпустить, забыть или нужно спрашивать через какое-то время, что у клиента изменилось или просить отзыв, или просто периодически напоминать о себе, одним словом, стоит ли его догонять? Или догонять – это больше про маркетинг?
В социальных сетях популяризируются отзывы довольных клиентов о работе того или иного специалиста. Без этого уже невозможно представить ни одной странички психолога. Начиная частную практику, вполне нормально спрашивать у клиентов через пару дней после консультации о том, как они себя ощущают, изменилось ли что-то в их восприятии тех или иных вещей или мира в целом. На начальном этапе психолог может преследовать две цели: убедиться в своей компетентности, эффективности, поскольку при формировании собственной частной практики ему это просто необходимо для того, чтобы окрепнуть. И второе – это вызвать заинтересованность клиента для последующей работы или рекомендаций другим, а это уже маркетинг. И в том и в другом случае, увы, мало заботы о клиенте.
Почему не стоит догонять?
Чем больше догоняешь таким образом клиента, тем больше ограничиваешь его выбор. Казалось бы, простой вопрос «Как ваши дела?». Но он заставляет клиента выдать реакцию, к которой тот может быть не готов. Клиент лишается в этот момент свободы выбора терапии, вас, как специалиста и вообще необходимости дальнейшего взаимодействия. Кроме того, поддерживая дальнейшее общение по поводу содержания уже проведенной терапии, вы можете лишить клиента свободы выбора собственных ощущений, лишить его возможности самостоятельно разложить то новое, что он от вас получил, по уголкам своего сознания.
Отдельно про отзывы.
Просьба написать отзыв и ожидание оценки клиентом вашей работы могут говорить о том, что вы нуждаетесь в подтверждении своей компетентности, как специалиста, то есть вы сами в эту компетентность не верите. Сам же клиент начинает чувствовать себя должным, а терапевт может начать чувствовать, что клиент ему что-то не дал, словно не доплатил за работу. От этого эффективность дальнейшей практики снижается. Совсем другое дело, когда отзыв - это результат собственного импульса клиента, оценки его ощутимых изменений.
Как правильно отпускать?
Так что же делать? Догонять клиента своими «как дела?» или «напишите отзыв» или все-таки отпустить его.
В идеале, лучше не иметь с клиентом после сессии контакта вообще никакого, оставить клиента с тем, что он унес, дать ему возможность переварить это самостоятельно, не давить на него. Иногда это может быть 2-3 дня, иногда неделя. В расстановках этот период может достигать пары месяцев.
Иногда клиенты на первой встрече просят сразу наметить план работы на будущее. В этом есть некая потребность «схватиться за соломинку». Такие клиенты нуждаются в том, чтобы их сопровождали, не бросали. Тема контакта для них очень болезненная. Но, намечая сразу план работы (если речь идет о длительной терапии), вы не даете клиенту осознать ценность вас, как специалиста, ценность себя, как той сущности, которая подлежит изменению, и, конечно, понять, насколько могут быть доверительными эти отношения. Видится полезным не формировать план работы на первой сессии, а дать клиенту право инициировать вторую встречу с полной ответственностью за принятое решение взаимодействовать с вами. И для бережной работы таким клиентам можно позвонить или написать, выразив поддержку, что вы остаетесь с ними на связи, но даете им возможность совершать выбор самостоятельно.
Таким образом, некоторых клиентов все же стоит догонять. Это те, кто приходит с внутренним запросом про собственную ответственность, про внутреннее одиночество, потребность в признании. Таких клиентов необходимо какое-то время поддержать, словно вы ведете его за руку, но ровно до того момента, пока вы не почувствуете, что он дальше может делать это самостоятельно. Главное не заиграться, чтобы не поймать проекцию матери клиента, чтобы не стать решать за клиента, чтобы увлечься в работе с клиентом собственными выгодами. Этого внимания должно быть ровно столько, сколько клиент нуждается в бережно поддержке, дабы не испытывать рядом с вами чувство одиночества, брошенности, но при этом иметь возможность самостоятельно принимать решения.
При принятии решения, догонять или отпускать клиента, терапевт должен понимать, в угоду чего он делает тот или иной выбор.
Автор: Алёхина Людмила Николаевна
Психолог, Расстановщик Полевой терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru