Подходит пора последних сессий, совсем скоро защита диплома. (Вы же уже написали диплом?) Однако встает логичный вопрос: А что дальше делать?
Вне зависимости от уровня образования, когда такой важный этап жизни подходит к концу, приходит время начинать строить карьеру. Даже если после колледжа вы собираетесь идти на дневное в университет, начинать применять полученные навыки надо сейчас! А где их применять, как к этому прийти и что нужно делать рассказывается в данной статье.
Ищите наставника
В целом многие выпускники считают для себя самой главной целью быстро и много заработать. Цель понимаемая, но не дальновидная. Поэтому мы рекомендуем искать не компанию с высокой зарплатой, а хорошего наставника.
Где такого искать? Подскажут сайты отзывов. На таких сайтах обычно публикуются отзывы бывших сотрудников о работодателях, и люди зачастую подробно пишут о своих непосредственных руководителях. Ориентирование на отзывы с таких сайтов помогут сформировать примерную картину того, как строится рабочий процесс, насколько руководитель надежный помощник, а не требовательный бездельник. Работа, где не у кого попросить дельного совета, - плохая работа.
Можно 5 лет проработать на удобной работе, с регулярным повышением зарплаты и крутыми бонусами от компании, и так ничему и не научиться. Поэтому самым лучшим ориентиром для новичка является хороший, опытный руководитель, который знает, как направлять своих подчиненных для профессионального и личностного роста.
Крупная компания - не всегда хорошо
“Ах, вот бы устроиться работать в крупную фирму тестировщиком и зарабатывать миллионы!” - думают те, кто не умеет заглянуть глубже. Мы советуем рассматривать малые и средние бизнесы в качестве первого места работы, и на это есть несколько важных причин.
Во-первых, в маленькой компании все мотивированы стать выше, лучше и сильнее. Это именно тот задор, который нужен молодым специалистам. Когда ты только устроился на свою первую работу, бывает трудно привыкнуть к глобальным изменениям такой понятной и стабильной прошлой жизни. Часто случается так, что молодой сотрудник, полный мотивации, стремлений и идей, сталкивается с глухой стеной в виде засидевшихся старожилов, которые выполняют свои задачи на автомате и не видят смысла куда-то двигаться. А зачем? Компания и так крупная, успешная, платят стабильно - зачем что-то менять?
В этом болоте очень легко увязнуть. В развивающейся компании коллектив тоже развивается. И это именно то, что вам нужно!
Во-вторых, развитие в маленькой компании - это отличный буст для вашей будущей карьеры в другом месте. Вряд ли вам удастся с первого раза найти отличный вариант на ближайшие 45 лет, так что первое место работы - это задел на будущее.
Когда HR оценивает ваше резюме, больше всего его интересует результат, в идеале в цифрах: “повысил продажи на 10%”, “сократил расходы на 20%”, “заключил 2 успешных договора с партнерами” и так далее в том же духе.
Приведем конкретные цифры. Вы увеличили объемы продаж своей рекламной кампанией на 3 миллиона в месяц. Казалось бы, хорошие деньги! Только вот для Яндекса это едва ли 0.1% от их годового оборота, в то время как для малого бизнеса этот показатель может быть и 10%, и 25%. Именно поэтому развиваться самому и развивать малый бизнес намного выгоднее для вашей карьеры.
В-третьих, возможности повышения. На ранних стадиях карьеры повышения происходят далеко не сразу, но если вы рассматриваете для себя вариант долгосрочного трудоустройства, то здесь малый бизнес также обладает явным преимуществом.
Зарекомендовать себя в крупной корпорации как качественного, ответственного и надежного сотрудника бывает трудно. Вы просто один из десятков новичков, где все выполняют данные им обязанности. Возможности проявить себя появляются нечасто, а руководителю может быть невыгодно продвигать хорошего сотрудника куда-то выше собственной команды.
В малом бизнесе качество вашей работы и уровень отдачи может заметить не только непосредственный руководитель, но и люди более высокого звена. Таким образом, даже без повышения в должности, вам могут начать доверять более сложные и крупные задачи, что на первых этапах становления специалистом жизненно необходимо!
Изучите рынок труда
Так говорят многим. А что конкретно надо делать? На биржу труда идти и спрашивать? Или просто вакансии просматривать? На самом деле, все немного по-другому. Приведем конкретный пример.
Вы выпускник направления “Управление бизнесом”. Но это ведь не значит, что вы сразу после получения диплома откроете свое дело. Для этого нужен не только приличный начальный капитал, но и полезный практический опыт за плечами. Также работает с любым направлением. Даже проджект-менеджеры и разработчики на начальных этапах карьеры получают много важных практических знаний, о которых им не рассказывали во время обучения.
Так что значимым фактором при мониторинге вакансий будет не точное название должности “Python-разработчик” или “Младший маркетолог”, а прописанные обязанности. Вероятность 99%, что у вас не будет всех необходимых знаний и навыков, но это именно то, что вам нужно.
Если человек не развивается - он деградирует. Не бойтесь брать на себя ответственность и учиться чему-то новому. Если в обязанностях для вас нет никакого вызова - вам там делать нечего! Смотрите смежные с вашей специальностью вакансии, где вы сможете применить то, чему уже научились, и, что еще важнее, где сможете научиться еще большему.
Также постарайтесь адекватно рассчитывать свои силы. Успешная карьера - это чаще всего долгий и упорный труд, а не блюдечко с голубой каемочкой! Счастливых билетов не так много, так что рассчитывать на получение такого будет весьма опрометчиво. Средняя заработная плата является ориентиром для многих при выборе первой работы. Однако учитывайте, что с нулевым или минимальным опытом работы и без определенных навыков и знаний рассчитывать стоит на нижний порог, а не на высший.
Продолжайте развиваться
В хорошей компании никто не стоит на месте. Даже владелец бизнеса постоянно развивается и совершенствуется. Того же такие руководители требуют от своих сотрудников, и это правильно. Того же вы должны требовать от себя!
Диплом - это прекрасное подспорье в поиске работы. Но его наличие ни в коем случае не означает окончание обучения. После выпуска все находится в ваших руках: читайте профессиональную литературу, посещайте вебинары и лекции, ходите на курсы - впитывайте информацию как губка, чтобы стать топовым специалистом.
Багаж знаний, опыта и широта кругозора делают из работника специалиста. И чем раньше вы начнете углубленно развивать свои знания в профессиональной сфере, тем раньше вы сможете вырасти в настоящего специалиста, за которого будут драться компании.
Также посещение лекций, вебинаров и других схожих мероприятий помогают расширить вашу сеть знакомств. Для человека, который стремится добиться самых высоких успехов в карьере, связи значат очень много. Учитесь правильному профессиональному общению и не бойтесь заводить новые полезные знакомства. Это непременно пригодится в будущем!
Саморазвитие, помимо повышения квалификации и расширения сети знакомств, включает в себя еще и софт скиллы. Что это такое?
Софт скиллы - это термин, описывающий личностные навыки человека, которые также важно развивать. Коммуникабельность, ответственность, лидерские навыки, эмоциональный интеллект и многое другое - это те качества, которые нужны любому человеку, вне зависимости от его профессии и должности. Вариантов развития софт скиллов несколько, но все они зависят от того, с каким навыком вам нужно работать.
Если вы постоянно опаздываете, с трудом рассчитываете время на выполнение задач и ничего не успеваете - нужно работать над тайм менеджментом. Изучайте литературу по теме, скачайте приложения, которые помогают составлять и соблюдать план на день. Если у вас проблемы с навыками общения, то просто больше общаться с разными людьми может помочь, но не слишком эффективно. Намного полезнее будет изучить психологические фишки и упражнения, которые разрабатывают специалисты, чтобы совершенствоваться быстрее и качественнее.
Действуйте на опережение
Этот совет может показаться странным или неоправданным, но, удивительно, он отлично работает. Что имеется в виду под “опережением”?
Одной из самых больших ошибок, которые совершают новички, - не готовятся к собеседованию. Между откликом на вакансию и собеседованием следует несколько важных шагов, которые нельзя пропускать.
Первое, и самое главное, - изучение информации о компании. Помимо отзывов, о которых мы писали ранее, необходимо понять цели и мотивы компании: “Что создает их бизнес?”, “Зачем это нужно людям?”.
Начать можно с простого - изучите социальные сети, сайт и продукт компании, насколько это возможно. Через социальные сети, как правило, хорошо видно корпоративную культуру, которой придерживаются сотрудники: насколько атмосфера в коллективе открытая, веселая и расслабленная или наоборот серьезная и строгая.
На сайте можно найти важные для компании цифры (уровень роста и прибыли), даты (основание бизнеса, запуск главного продукта, получение значимой награды) и информацию о самом продукте (чем данный бизнес занимается).
Зная это, вы сможете оценить насколько вам подходит их формат, а также апеллировать этим во время собеседования. Например, когда HR спрашивает “Почему вы подходите нашей компании?” или “Как вы думаете, вы сможете влиться в нашу команду?”, расскажите о впечатлении, которое у вас сложилось, и как вы можете помочь им развиваться дальше. Чем больше вы знаете, тем лучше произведете впечатление.
Если вы готовы пойти дальше и хотите попробовать установить первый контакт еще до собеседования, проверьте, не намечаются ли у компании какие-либо публичные мероприятия: выставки, вебинары, встречи - что угодно, в чем она принимает участие. Это лучшая возможность заявить о себе громче других кандидатов.
Второе - подготовьте все необходимое. Придумайте ответы на самые распространенные вопросы, порепетируйте с кем-нибудь в роли HR или перед зеркалом, потренируйтесь в самопрезентации и продумайте заранее наряд и маршрут.
К сожалению, многие упускают даже последние 2 пункта, отчего более половины кандидатов отсеиваются из-за опозданий, неподходящего внешнего вида, а иногда и того, и другого. О дресс-коде можно узнать заранее у HR, который согласовывает с вами собеседование, либо из социальных сетей компании. А при построении маршрута добавьте к необходимому времени 20 минут на случай любых форс-мажорных ситуаций. Да и если вы придете на 15 минут раньше, это будет считаться хорошим тоном.
Список самых распространенных вопросов может варьироваться в зависимости от должности и компании, но примерные списки в большом количестве висят на просторах интернета. Можете также почитать рекомендованные ответы, но обязательно подстройте их под себя!
Репетиции стоит проводить, если у вас маленький опыт прохождения собеседований и сильное нервное напряжение. Первая проба пера со знакомым человеком позволит снять часть стресса и стать чуть увереннее в себе.
Рубрика “Плохие советы”
Естественно, мы не будем давать вам плохих советов, однако на плохих примерах сможем разобрать различные ситуации и разработать правильный вариант поведения.
Адекватная самооценка
Пример №1: Я прекрасно осознаю свои сильные и слабые стороны и понимаю важность работы над ними. Поэтому с уверенностью могу заявить, что уже избавился от всех негативных качеств и привычек, так что идеально подхожу на должность в вашей компании!
Пример №2: Я бы хотел, чтобы вы рассмотрели мою кандидатуру на должность в данной компании. Я понимаю, что у меня недостаточно опыта, я только выпустился из университета и мне еще многому надо научиться, так что не удивлюсь, если вы примите отрицательное решение.
Учитесь адекватно оценивать свои силы. Завышенная самооценка также опасна, как и заниженная. Оба варианта лишь производят отталкивающее впечатление. Прислушивайтесь к мнению других, но также учитесь анализировать вашу работу, навыки и качества самостоятельно.
Конструктивная критика
Пример №1: Я был в таком шоке, когда он начал меня отчитывать! Я что маленький ребенок? Еще бы в угол меня поставил или телефон отобрал. Ну что за детский сад. Мы все работаем, стараемся, а он мне замечания какие-то делает. Пора менять работу…
Пример №2: Ну да, они мне сказали, что я отчеты сдаю поздно каждый раз. Да я и так это знаю, но в чем проблема? Я же не один опаздываю, у нас пол отдела в сроки не укладывается иногда. Ладно, посмотрим, что в следующем месяце скажут. Может, им надоест наконец.
Перед вами наглядные примеры неумения воспринимать и, что важно, работать с критикой! Для того чтобы научиться это делать, нужно развивать аналитические навыки: “Почему мной недовольны?”, “Это конструктивная критика или перекладывание ответственности?”, “Что я сделал не так?”, “Что я могу сделать, чтобы в следующий раз такой ситуации не возникло?”. Если вы научитесь задавать себе эти вопросы и обдуманно отвечать на них, то в будущем вам будет намного проще расти как личности.
Общий кругозор
Пример №1: Я просто в шоке! Я лучший специалист по средневековой истории Руси, я знаю о ней абсолютно все! А они у меня спрашивают, как я оцениваю экономическое развитие Российской империи 19-го века. Откуда мне знать? В термин “средневековая” 19-ый век вообще-то не входит…
Пример №2: У меня стаж работы маркетологом 10 лет, а они у меня мнение об иконке приложения спрашивают. У вас есть дизайнер в команде, почему его нельзя спросить?
Быть специалистом в какой-то области не означает “не знать ничего вне своей сферы деятельности”. Общий кругозор человека чрезвычайно важен и для профессионального, и для личностного роста. Читайте литературу на различные темы, пробуйте разные хобби, окружайте себя разносторонними людьми - это послужит хорошим подспорьем в построении успешной карьеры.
Постановка и достижение целей
Пример №1: Он спросил, где я вижу себя через 10 лет. Ну а я же не дурак. Сказал, что буду работать в их компании. Он спросил кем, я назвал должность из вакансии. Потом только понял, что это нагло немного было…
Пример №2: Он спросил, где я вижу себя через 10 лет. Ну а я же не дурак. Сказал, что буду миллиардером, поэтому работать больше не придется. Только, кажется, он мне не поверил…
Примеры кажутся диаметрально противоположными, но на самом деле, они раскрывают разные проблемы. В первом случае человек не поставил перед собой вообще никакой цели. Разве захочет работодатель принять к себе человека, который за 10 лет не планирует никакого роста и развития? Во втором же цель есть, и она не плохая, только вот есть ли у человека план по ее реализации? За 10 лет стать миллиардером сложно, но возможно, при правильном стратегическом построении плана.
Здесь важно вынести следующее: не бойтесь ставить цели, абсолютно любые! Но будьте готовы, что для их достижения нужно что-то делать. И это абстрактное “что-то” нужно будет спланировать, а затем реализовать. Прокачивайте свои стратегические и аналитические навыки и достигать целей станет гораздо проще!
Самое начало карьеры многим кажется очень сложным периодом, где легко допустить ошибку. Это правда. Но ошибки всегда можно исправить, а если следовать советами из этой статьи, то скорее всего и вовсе их избежать. До тех пор, пока у человека есть стремление, он добьется желаемого. Так что стремитесь и становитесь лучше!