Найти в Дзене
Хитрый визер

Интерьерная визуализация в Blender

визуализация спальной комнаты на движке CYCLES
визуализация спальной комнаты на движке CYCLES

Первый вопрос который я слышу, когда говорю о проблемах создания интерьерных визов в Blender, зачем я вообще пользуюсь этой программой? Вопрос вполне справедливый. На рынке есть устоявшийся стандарт- 3DS MAX с Corona render. Все стоки и 3д модели настроены под нее. Движок отлично просчитывает сложное освещение в закрытых пространствах. Для экстерьера поддерживается работа паралакс. Все кричит о том, что нужно работать в этой программе. Но есть одно "но". Работая в "белой" компании, мы не можем обладать лицензионным софтом, так как санкции и оплата из нашего региона недоступна. Из-за этого выбор пал на бесплатный софт. И тут на сцену выходит Blender.

Blender 4.0
Blender 4.0

Я долго работал в этой программе. Делал пропсы для игр, карточки товаров для маркетплейсов. Анимацию и даже простую симуляцию. В целом встроенный движок cycles я считал неплохим, хоть и не без изъянов. Мне казалось что в работе с интерьерными визами принцип настройки освещения и сцены будет похож на мой предыдущий опыт. Как же я ошибался...

Визуализация кухни в blender
Визуализация кухни в blender

Я столкнулся с тремя фундаментальными проблемами:

1. Движок cycles затемняет помещения со сложными путями света. Что я имею в виду. Когда делаешь освещение для обычной 3д модели все очень просто. Или подключаешь HDRI карту, или делаешь простую расстановку точечных источников(заполняющий, боковой и бла бла бла) Что происходит когда настраиваешь свет в помещении если использовать только внешнее освещении(HDRI карты или sky texture). Помещение темное, тени контрастные. Если добавить точечные источники, по типу плейна для заполняющего света, это вообще тихий ужас. Все пластиковое. Из опыта я могу сказать что лучше все использовать исключительно одну ноду- Sky Texture. В ее настройках увеличиваем Sun Size минимум до 3, что бы размыть тени. Sun Intensity уменьшаем до 0.1, что бы не было пересвета. При помощи Elevation и Rotation мы можем изменять положение солнца, а так же время суток и тон освещения. Air отвечает за теплоту света. Dust за "темноту". Ozone делает свет холодным. На фон можно поместить HDRI. Смешать карты можно через Mix Shader. В фактор поставить Light path(вход camera rey). в новой версии начались какие то странности если стоит на окне стекло, по этому через Add добавляем вход Relection Ray и Transmission Ray. В целом схема выглядит так:

схема освещения в Blender
схема освещения в Blender

2.Отсутствие моделей на стоках. Тут ситуация интересная. Так как 3д макс является стандартом отрасли. Все 3д модели делаются и настраиваются под нее. Часто в комплекте идет модель в формате OBJ. При экспорте уменьшайте размер на 0.001. Так как программы используют разные системы измерения. Проставляйте все галочки что бы модель шла раздельна, была разбита на разные объекты. Главная проблема OBJ в том, что материалы будут сбиты, UV развертка перекошена, вам придется вручную заново все настраивать. Если это растение, приготовьтесь к аду- вручную выделять все полигоны с ветками и так далее. Увлекательное занятие. Универсальной таблетки нет. Иногда везет и есть нормальная развертка и папка с материалами, а иногда приходится все делать самому. Но времени это отнимает знатно. Я собираю свою библиотеку моделей, где уже все настроено. Сначала на это уходит много времени, но в долгосрочной перспективе это сэкономит кучу времени и сил.

Визуализация кухни для компании Haier собранная из моделей со стоков
Визуализация кухни для компании Haier собранная из моделей со стоков

3. Отвратительная оптимизация программы и постоянные вылеты. К этому нужно просто привыкнуть. Поставьте автосейвы каждую минуту. Разбейте все по папкам, тяжелые модели отключайте во вьюпорте. Постоянно сохраняйтесь. Не открывайте сразу два файла(автосейвы будут сохраняться только в одном файле и когда все вылетит, можете потерять несколько часов работы).

В целом делать визуализацию нормального качества возможно. Несмотря на все недостатки программы, если потратить время и не забивать на мелочи, можно добиться хорошего результата.