Цикл статей о токсичном отце
продолжаю темой о влиянии насилия на формирование организма ребенка.
Живя в условиях абьюза, ребёнку нужно постоянно быть бдительным, настороженным. Неизвестность, когда этот вулкан рванет, держит в постоянном напряжении. Дети, вырастающие в среде насилия имеют высокие способности к сканирования среды - они настраиваются на состояние своих мучителей - распознают их язык тела, голоса, выражение лица.
Часть из них пытаются защитить себя, задабривая абьюзера, угождая ему. Часть пытается дистанцироваться, убегая из дома. Часть выбирает стратегию стать незаметным, сжимаясь физически, занимая меньше пространства.
Есть метафора, хорошо помогающая понять, какое разрушительное действие оказывает травма насилия на мозг. Представьте, что вы встречаете в лесу медведя и ваш организм автоматически выделяет адреналин, кортизол, чтоб вы могли спастись. Убегая, вы утилизируете гормоны стресса и возвращаетесь домой, почти переработав их. А в ситуации домашнего насилия "медведь" ходит рядом с вами. Убежать некуда, когда нападёт - неизвестно - сможет в любой момент. Угроза - постоянная. И выработка адреналина с кортизолом - тоже постоянные. Но, не будучи утилизированными, они будут разрушать организм изнутри.
Негативный детский опыт ведет к глубоким изменениям мозга. Чем выше травматизация в детстве, тем меньше формируются зоны мозга, отвечающие за принятие решений и навыки саморегуляции, хуже формируется миндалевидное тело, отвечающее за переработку страхов, затормаживается развитие коры головного мозга - тех участков, которые отвечают за сенсорные связи. В связи с этим, травматикам труднее принимать решения, он не может саморегулироваться, он не может контролировать свои импульсы, у него хуже внимание и память. И теперь представьте, что этот травматик вырастает и становится вашим папой. У него нет механизма саморегуляции, он быстро проваливается в стресс. И теперь он может бить, а не замирать, как в детстве. Так травма передаётся следующему поколению. Об этом я писала в статье Отец - абьюзер. Кто он?
Хронически травмированные люди тревожны, сверхбдительны, они все должны контролировать. У них много напряжения, потому что в детстве невозможно было расслабиться. Они сверхчувствительность к стимулам. На любой спор, на любую конфронтацию, реагируют как на сильный стресс - вспыхивают, как спичка. Окружающие их люди могут не понимать их избыточной реакции на простые вещи.
Травма влияет и на тело. Оно реагирует симптомами разных болезней. Как говорил один клиент, переживший насилие в детстве:
"Я живу вечно съежившись. То и дело останавливаюсь, чтобы пропустить вперед того, кто оказался позади меня - мое тело продолжает ожидать удара".
Тема вызывает непростые чувства даже при её описании. Но даёт надежду, что жертвы насилия в детстве, читая об этом, и осознанно идя в изменения, смогут остановить цепочку насилия.
Автор: Буниятова Людмила Валерьевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru