А помните бедолагу Эци – мужичка, который жил в альпийской долине, а погиб где-то в горах больше 5 тысяч лет назад?
Помните, что мужичок был серьезно распортачен – почти 60 татуировок на его мумифицированном теле обнаружены специалисты. Вещичек при нем было много, но вот кольщиком он точно не был – инструментов соответствующих не нашлось. Есть гипотеза, что татуировки эти были непростые, предназначались не для красоты и позиционирования в обществе, а для лечения. И для нанесения таких рисунков требовался специально обученный и «рукоположенный» общиной человек. Вот так непросто. Об этом я подумала, когда стояла на выставке «Золото сарматских вождей»…
Представляете, в нескольких могилах к погребальному инвентарю были добавлены инструменты для татуирования, сопутствующие этому процессу предметы и даже пигменты! То есть, похороненным людям на тот свет уложили целую тату-«студию». И таких комплексов в курганах Филипповского могильника было найдено три. Я была впечатлена.
Давайте изучим состав каждой «студии». В первом наборе оказались каменная палитра для растирания и смешивания красок-пигментов, костяная ложечка, бронзовое зеркало, кусочек мела, железный нож и точильная плитка из алевролита, костяная игла в кожаном мешочке и обломок белемнита для её заточки.
Второй комплекс включал в себя каменные пестик и терочник, костяную ложечку, железный нож, две ракушки грифеи, бронзовое зеркало, железную иглу и фрагменты лепного сосуда. Кстати, в соседской могилке лежали плетеные корзиночки, наполненные кусочками красного и желтого пигментов и минералов осадочных руд железа, а еще – две керамические курильницы. Археологи предположили, что в них обжигали эти самые бурые железняки для получения красного пигмента.
Ну и третий комплекс – самый богатый – состоял из большого количества предметов: две каменные палитры, костяная ложечка, пестик, терочник (на котором сохранились следы заточки игл), плетеный короб с костяным и бронзовым маркерами, туалетный сосудик с крышечкой и разнообразные пигменты. Но это еще не все. В захоронении лежало серебряное зеркало, а под ним… Оселок, три железных ножа и шесть золотых иголок, два кожаных мешочка, внутри которых черный пигмент, маркер из стержня бирюзы с золотой фольгой, бронзовая ложечка и даже два наконечника стрел – бронзовый и кремневый. Вот какое богатство.
Итак, с помощью курильниц можно было изготовить красный пигмент (а имелся еще и черный, и желтый), в каменных палитрах пестиком растереть пигменты до порошка, ложечками отмерить нужное количество (и смешать, если нужно), ну и так далее…
А самое интересное в этих могилах не столько татуировочные наборы, сколько принадлежность их только женщинам. Более того, самый богатый комплекс нашли в погребении уже знакомой нам «жрицы» – сарматки высокого социального статуса, полученного вовсе не за богатство, а, скорее всего, за близость к ритуальной сфере. Возможно, и две других также были вовлечены в магическую деятельность на благо сообщества.
Ну и последнее – в других могильниках кочевников раннего железного века прямых аналогов этим инструментам найдено не было.
Кстати, у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!