Найти тему
Iguana dreams

"Вы неправильно учите язык!"

Фраза, способная отправить меня на Плутон ещё до того, как говорящий её закончит. Обычно за этим следует - "Вот я изучаю правильно, и поэтому я ослеплю вас сиянием своего белоснежного плаща и буду красоваться на вашем фоне".

Другая разновидность - это "нужно просто..." и рецепты из своего опыта. Это чудесно, если определивший неправильность чужих методов готов не просто покидаться поверхностными советами, а пошагово помочь их провести в жизнь. Только вот это называется, в зависимости от способа осуществления, лингвокоучинг или преподавание, требует немало ресурса и, что вполне логично, делается не бесплатно.

Хороший преподаватель научит не катать квадратное и не таскать круглое
Хороший преподаватель научит не катать квадратное и не таскать круглое

Без помощи в становлении на "правильный" путь "Вы неправильно учите язык" звучит как наивное "делайте хорошо, а плохо не делайте". Уж наверняка человек делает что-то трудоёмкое и малополезное не потому, что склонен к мазохизму, а потому, что не имеет доступа к тому, что легче и эффективнее. Или не представляет, как это сделать.

Вот какой интересный феномен: те, кто готовы учиться и работать, добиваются значительных успехов, получив пошаговые инструкции, и даже свой предыдущий опыт малопродуктивного изучения задействуют на пользу. Но есть и другая группа людей, довольно многочисленная (потому что это нормальный психологический механизм): услышав о неправильности своих действий, они просто опускают руки и бросают обучение вообще. Мол, мало того, что это трудно, так ещё и толку никакого. Лучше подожду, когда изобретут волшебную таблетку, чтобы иностранные языки сами учились.

Расскажу о запомнившихся мне случаях, когда вовремя прикушенный язык и не высказанное "да вы просто всё годами делали неправильно!" были вознаграждены успехами учеников.

Номер один. Семиклассница с проблемой "в школе пятёрки, но английского не знаю". Оказывается, в школе преподаватель вообще не напрягается: даёт заучивать списки слов, проводит по ним словарный диктант/тест, на основе этого выставляет оценки. Через год занятий с проработкой всех навыков девушка бодро выискивает интересные фишки у англоязычных бьюти-блоггеров и без особых проблем щёлкает пробники ОГЭ.

Номер два. Шестиклассник с проблемой "много читаю, но вообще не понимаю ничего без словаря". Оказывается, в семье присутствует вовлечённая бабушка, которая в школе учила немецкий, и они с внуком берут книжку и переводят её письменно в тетрадочку, проверяя каждое слово по бумажному словарю (да-да, с монстрами навроде "бикукле" и "беаутифул"). Месяцев через восемь нашей размеренной работы молодой человек слушает неадаптированные аудиокнижки-триллеры на английском и нормально их понимает.

Номер три. Десятиклассница с проблемой "все правила выучила, на практике ничего не понимаю и сказать не могу". Как выяснилось - проблема всего класса, теорию им впихивали огромными объёмами, но отработкой не занимались вообще. Помимо всего прочего, смотрели с ней сериальчики по системе active listening, разбирали песни - в итоге ЕГЭ 86 баллов, более чем прилично для заявленных исходных данных.

Всех этих ребят объединяет одно: они были настроены трудиться, и изменение вектора приложения усилий дало потрясающие результаты. Причём у них была задействована база, наработанная тяжёлым трудом - выученные слова и правила обрели жизнь. Нарастить на существующий каркас практику было проще и быстрее, чем в краткие сроки обучить с нуля. Вряд ли получилось бы вывести на достойный уровень за несколько месяцев того, кто сразу после изучения алфавита впал в анабиоз на уроках, а ближе к выпуску осознал, что хочет сдавать экзамен по английскому.

Поэтому не верьте тем, кто обесценивает месяцы и годы ваших предыдущих трудозатрат. Ищите более рациональные и эффективные пути в изучении языка, но помните, что совсем без усилий результата не бывает, а "волшебные таблетки" на поверку оказываются пустышками.