Найти в Дзене
Быть логопедом

Как образуются патологии прикуса?

Сколько вы знаете людей с идеальным прикусом? Внимательно вспомните всех своих знакомых и скорее всего только у 1 из 20 будут ровные зубы.

Почему так происходит? 

Почти все нарушения прикуса связаны с неправильной работой мышц лица (жевательных, а также мышц языка, подбородка, губ). 

Это - следствие образа жизни, а не генетическая предрасположенность! 

То есть генетически человек должен быть красивым и с ровными зубами, но из-за того, что мышцы не работают должным образом, челюсти не вырастают до нужных размеров и зубам не хватает места, чтобы ровно располагаться во рту.

А почему мышцы могут работать неправильно? 

Разберём процесс развития ребёнка и моменты, где всё может пойти не так. 

Рождается ребёнок и сначала он питается материнским молоком. Чтобы его добыть, он использует мышцы губ, щёк и языка. Язык пока лежит внизу.

Если есть проблемы с ГВ и ребёнок пьёт из бутылочки, то мышцы уже не получают должной нагрузки.

Начинается прикорм. Чем предлагают кормить ребёнка? Всем перемолотым: пюре, смузи, крем-супом, котлетами. Это та еда, которую не нужно жевать, а можно просто подержать во рту и проглотить. Мышцы опять не работают. Язык остаётся внизу, хотя уже должен был переместиться наверх и упираться в нёбо, заставляя его расти.

Допустим, первые два этапа прошли благополучно. Но тут малыш простужается, у него закладывает нос и он начинает дышать ртом. Затем выздоравливает, а привычка дышать ртом остаётся. 

Язык сразу опускается вниз (попробуйте сделать вдох ртом, когда язык сверху!), воздух проходит через рот, а так как рот не предназначен для дыхания и там нет механизма фильтрации - все бактерии попадают внутрь и начинает разрастаться аденоидная ткань. 

Дышать становится всё труднее, и ребёнок попадает в замкнутый круг: заложен нос - дышит ртом - аденоиды- снова заложен нос. Бывает, что аденоиды удаляют, но они вырастают снова. Теперь вы знаете, почему.

Нижнему положению языка также может способствовать короткая уздечка: язык механически не может подняться наверх и остаётся внизу. 

Верхняя челюсть не вырастает.

Часто ещё можно увидеть, что ребёнок произносит слова, держа язык между зубов. 

Это ещё один из показателей, который должен насторожить, потому что свидетельствует о низком тонусе языка и про то, что язык не занял верхнее положение. 

Что ещё может приводить к нарушению прикуса?

Привычка сосать палец, грызть ручку и тд - любое механическое воздействие, которое нарушает цельность смыкания зубов.

И последнее. Осанка и положение стоп. Когда-нибудь объясню всю эту длинную цепочку взаимосвязи, но если кратко: осанка начинается со стоп и нарушения в этой области могут спровоцировать нарушения прикуса, так как всё это - единая система и изменения одной части ведут к изменению остальных.

Ещё раз: носовое дыхание, жевание, глотание с языком на нёбе, правильное произнесение звуков, своевременная коррекция уздечки, правильная осанка и отсутствие плоскостопия - вот то, что будет способствовать правильному прикусу.

Проверяйте все эти показатели у ребёнка и обязательно корректируйте, если что-то идёт не так. Само чаще всего не проходит, а только усугубляется. 

В следующий раз продолжим говорить про то, как работает миофункциональный подход в коррекции прикуса и почему недостаточно просто носить пластинку или брекеты.

 

Подписывайтесь, ставьте лайки, мне будет приятно :).