Студенты ведущих университетов США, Китая и России схожи больше, чем различаются. Пол, специальность, год обучения и планы после завершения вуза влияют на вовлеченность учащихся в образовательный процесс одинаково, независимо от страны. Об этом пишет Наталья Малошонок, автор исследования, основанного на опросе более 166 тысяч студентов.
«Существует устойчивое мнение, что студенты из разных стран имеют свою специфику. Но исследование показывает, что в главном они очень похожи, несмотря на разницу культур и систем образования», — комментирует исследователь.
Так, вне зависимости от страны, юноши активнее ведут себя на занятиях, а девушки демонстрируют более глубокий интерес к знаниям и готовность прикладывать дополнительные усилия. «Если представить учебу в виде айсберга, то активность на парах — это его видимая часть. Но основная работа, как и большая часть айсберга, скрыта от глаз», — поясняет исследовательница.
Студенты естественно-научных и инженерных специальностей во всех трех странах меньше вовлечены в аудиторную работу по сравнению с учащимися других направлений. Однако будущие инженеры больше времени посвящают самостоятельной учебе вне занятий. Это отражает специфику учебных планов технических специальностей с их сложными лабораторными и проектными работами.
С каждым годом обучения студенты во всем мире совершенствуют навыки обсуждения непростых тем и решения нетривиальных задач. Но одновременно растет и доля тех, кто теряет интерес к учебе. Вероятно, сказывается рутина образовательного процесса и накапливается усталость.
Наконец, желание продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре однозначно коррелирует с более высоким уровнем вовлеченности на протяжении всей учебы в вузе — и в США, и в Китае, и в России. «Интерес порождает интерес. Studiosus в переводе с латыни — усердный, ревностный. Увлеченность наукой и жажда знаний ведет в академическую среду, а поверхностное любопытство туда не приводит», — заключает Наталья Малошонок.