Найти тему

Что НЕ ТАК с дорамой "Завтра"? Это не 4,9⭐. ОТЗЫВ. Непопулярное мнение

Оглавление

Дораме 2 года, а она всё это время находится в топе Dorama live с рейтингом 4,9, что выше многих общепризнанно хороших и "всенародно" любимых дорам. Высоченный рейтинг добавляет несколько пунктов к предвкушению. Местами оно оправдывается, местами заставляет ужаснуться: дорама не только неоднозначная, но местами даже ОПАСНАЯ: курочка против депрессии, разговор по душам против анорексии, совет умереть. В этой дораме всё это есть.

Что с дорамой не так? И почему демоны-жнецы не подходят для предотвращения суицидов

Дорама сама себе подкинула проблему, которую не может решить — как представить суицид непривлекательным и показать зрителю, как при имеющихся вводных "по-быстрому" от суицида отказаться? Ответ прост: никак. Поэтому и начинаются всяческие самодельные формулы и обесценивания в угоду зрелищности.

Например, главная героиня Рён буквально борется с суицидами тем, что говорит людям на слабо... совершать их, а не "понты тут загибать" перед демоницей. Она лично является причиной минимум двух потенциальных смертей. Сотрудница отдела, который занимается предотвращением самоубийств буквально доводит до смерти двух людей. Каково?

Далее, причём здесь вообще жнецы? Чем они функционально лучше в предотвращении суицидов, если: 1) у них нет никаких знаний о том, как работать с суицидентами ("пережитый" суицид не делает человека экспертом по их предотвращению); 2) они достаточно агрессивны и высокомерны по отношению к простым людям; 3) получив информацию из снов или прошлого суицидентов, они используют обычный разговор с теми же дубовыми психологическими приёмами, что и использовали до. Это просто жнецы: просто двое демонов с весьма и весьма пошатнувшейся в прошлом психикой и новичок, который даже, имея идеи как тактичнее и мягче сработать, никак не может повлиять на своих коллег, которые сами всё лучше знают. Если бы суть их работы заключалась в доставлении суицидников в ближайший центр реабилитации — то ни единого вопроса не было бы, потому что в мире людей, в отличие от мира жнецов, вопросы предотвращения суицидов теоретически разработаны, а процедуры нормированы. Тут же психологическая помощь на коленке и авторские ноу-хау. Ещё раз скромная статистика: в 2 из 2 случаев, когда Рён использовала призыв совершить суицид, герои его совершали. Нормально? Создаём отдельный отдел предотвращения суицидов под её началом?

И вот закономерность, что именно в своей главной теме дорама местами безумна и опасна! Парадокс. Видимо, сами сценаристы посчитали, что им как и жнецам не нужны никакие дополнительные сведения и писали, как сами чувствовали. Отмечу, что большая часть дорамы основана на вебтуне, и многие сомнительные сюжетные решения произрастают из оригинала, но другие — заслуга исключительно телесценаристов.

Идея дорамы основана на вебтуне автора под ником Llama. Имена остальных сценаристов: Пак Ран, Пак Ча Гён, Ким Ю Джин. Для каждого "Завтра" — это первая и единственная работа.

В сериале всего представлено несколько сюжетов о людях, находящихся в различных группах фактора риска:

  1. Жертвы школьного насилия ✅⛔
  2. Люди с затяжной депрессией ⛔
  3. Пережившие смерть близкого ✅⭕
  4. Одинокие старики ⭕
  5. Люди с расстройствами пищевого поведения ⛔
  6. Коллективный суицид ✅
  7. Матери, пережившие смерть ребёнка при родах ✅⭕
  8. Суицидальные мысли у домашних животных ✅
  9. Жертвы изнасилования ✅
  10. Работники индустрии развлечений ✅

Тут опускается сюжет про саму Рён (некое "политическое" самоубийство, самоубийство ради репутации) и сюжет про женщин для утешения, он как и сюжет про старика-ветерана корейской войны приведён для некой исторической справки, поскольку суициду там отводится минимальное внимание, в целом с этой целью эти сюжеты очень достойно справляются.

Рядом указаны значки, обозначающие удачные сюжеты (✅), явно проблемные (⛔), и те, где есть нюансы (⭕).

На этом моменте сразу отмечу, что дорама в целом хорошая и мне понравилась: тот, кто занимался визуалом смог через голову сценаристов создать очень трогающую атмосферу, а уж, где и сюжет не был подпорчен так вообще получились замечательные истории.

Начало, первое впечатление и далее по сюжетам

Меня очень захватили первые 2 серии и первый сюжет с девушкой, которая подвергалась буллингу в школьные годы.

Первая героиня работает в продюсерской компании. В школе она подвергалась жестокой травле со стороны наглой и бессовестной одноклассницы. Спустя годы, буллерша решила создать комикс, посвящённый... жертвам школьного буллинга. Став популярной, она попала на интервью, организованное компанией, где работает героиня и продолжила её третировать, чем чуть не доведя до суицида.

Оно и не удивительно, ведь первый сюжет заканчивается жизнеутверждающе: буллерша наказана, причём достойно и соразмерно её вине, жертва осознала, что сама должна бороться за себя и свою жизнь. Чувствовался накал, чувствовался психологизм: триггер, сомнение, отчаяние человека перед суицидом, принятие решения, страх и в конце концов, желание быть спасённым.

Но тут снова появляется треш-кОнтент: Рён берётся за дело. Уже ранее показали, что она уморила двоих своих подопечных, посоветовав им спрыгнуть с моста, но тот случай можно было списать на сюжет (герою Ро Уна надо было оказаться в коме и показать свою сострадательность), тут же выясняется, что Рён будет пользуется своим "иди и умри давай совершай" без разбора. Спрашивать у Рён диплом, подтверждающий профессиональное владение навыками реверсивной психологии, конечно смысла нет, но вот просто теоретически, когда перед тобой стоит в соплях и слезах буквально опустошённый человек, зафиксированный в травмах и комплексах своего детства (о которых ты знаешь), как вообще рот может открыться ему сказать то, что говорит Рён? [В вебтуне главная героиня вообще школьница, а Рён всё также говорит ей прыгать. Вот и улика: сценаристы понимали, что что-то в этом методе не так, не стали показывать его с участием несовершеннолетней, но всё равно его оставили — но в чём разница, если психика жертвы может долгие годы быть зафиксирована в возрасте получения травмы?]

Далее из постановки следующих сюжетов вообще выясняется, что стремление человека совершить суицид недостаточно... драматичное? Герой второго сюжета становится тем, чьей затяжной депрессии и триггера в виде комы лучшего друга сценаристы посчитали недостаточными, решили добавить "накала":

Герой второго сюжета три года подряд проваливает экзамены в полицейской академии, он усердно учится, но с каждой неудачей теряет веру в себя. После того, как его друг впадает в кому, он больше не видит смысла жить. В его детстве его отец хотел покончить жизнь самоубийством в его день рождения из-за страховки, потому что у их семьи были долги, их выселили из дома, мать была тяжело больна, денег на лечение не было, а отец накануне потерял работу.

Третий сюжет:

Девушка героя сюжета погибает в автомобильной аварии, когда они в вдвоём едут в машине. Его мать умерла, когда рожала его, из-за чего отец обвинял сына в убийстве матери, а вскоре убил себя. Далее погибает сестра из приёмной семьи, героя снова обвиняют в убийстве. В конце концов, родители девушки тоже обвиняют его в гибели дочери.

Гибель близкого человека и депрессия? Да, но ещё смерть всей семьи, обвинения в убийстве и самоубийство отца в день рождения. И это всё на фоне "базовых" проблем корейского общества. Рядовой гражданин, видимо, должен воскликнуть: "О, у меня ещё всё окей, зря загонялся, отставить суицид".

Так как "по-быстрому" показать зрителю, как отказаться от суицида?

Вот и смотришь эти сюжеты и нервно косишься в сторону, обдумывая, а как действительно выжить после вышеописанных событий? Ну вот как тут разобраться по-быстрому? Дорама предлагает... курочку и песенку. Вот второй герой запомнил, как в детстве на его день рождения отец хотел убить себя и это чётко отложилось в его памяти, но после того, как жнецы вмешались в судьбу героя, отец не умер, а привёз сыну жаренную курочку и сказал не сдаваться. Поэтому и нужно не сдаваться.

У героя третьего сюжета была любимая девушка, но ещё и любимое дело (музыка). Когда он потерял любимую девушку, ему нужно было сконцентрироваться на любимом деле. Ведь с девушкой они обязательно встретятся в следующей жизни, ведь они истинные возлюбленные!

Тема психологической, а то и психиатрической помощи в принципе не поднимается. Вообще. Вот поел парень курочки, вспомнил про "не сдавайся" и вернулся опять в пространство "за кадром", где при всех тех же вводных, которые в принципе сводятся к одному слову "депрессия", просто пришёл в норму. Ну снизился у него уровень негативной энергии в приложении!

То же в сюжете с потерей любимой, то же в сюжете с потерей ребёнка. Ни после аварии, ни после тяжёлых родов персонажам не оказывается никакая психологическая помощь, а наступившие после трагедий последствия для нервной системы вообще не берутся в расчёт.

Удивительно, но достаточно интересная и неоднозначная тема суицидального поведения у пожилых дважды избегается в дораме. Хотя было бы интересно посмотреть как по-быстрому жнецы смогли бы помочь одинокому, бедному и больному старику с нелёгкой судьбой...

Пожилой одинокий мужчина-ветеран решает убить себя. Жнецы приходят к нему, чтобы сообщить, что завтра он и так умрёт, поэтому ему стоит провести время перед смертью с умом.

Буквально: старикам не стоит думать о суициде — они и так скоро умрут! На самом деле, игнорируя эту странную логику, сюжет уведён вообще в другую тему и в целом сделан достойно, с должным уважением к данному пенсионеру. Но посреди этого уважения есть просто ОЧЕНЬ странный момент. Мужчина лежит буквально на смертном одре, жнецы сидят вокруг — мгновение раньше они бежали, чтобы не дать старику умереть в одиночестве. Очень красивая музыка, появляется множество жнецов. И вот в момент, когда мужчина вот-вот умрёт, главный жнец отдела сопровождения произносит пафосную речь... после чего обращается к главной героине из отделов рисков и заводит разговор:

— Той Рён, которую я знал тяжело было смотреть на умирающих.

— Я стала менее восприимчивой, но мне всё ещё тяжело.

— Это для всех непросто. Но это работа жнеца. Наблюдай до самого конца (кивает на умирающего дедушку).

*крупный план на лицо умирающего дедушки*

Ещё раз место проведения этого разговора:

-2

Когда и где обсудить вид умирающего, как не над этим самим умирающим, который вроде бы вас слышит. Или не слышит, потому что это же старый старик, который скоро умрёт?.. Да даже, если не слышит, ЗАЧЕМ ЭТА УЖАСНАЯ СЦЕНА??? В вебтуне она сделана по-другому, жнецы сидят по одну сторону и говорят:

— Той Рён, которую я знал, тяжело было смотреть на умирающих.

— Я стала менее восприимчивой, но мне всё ещё тяжело.

— Это для всех непросто. Но это работа жнеца. Быть с кем-то в их последнюю секунду, тем самым проявляя уважение к их жизни.

Пятый сюжет повествует о девушке, которая со школы злоупотребляет вызыванием рвоты после принятия пищи и голодает, то есть больна полноценной булимией и анорексией одновременно. Вот это самоё тёмное пятно этой дорамы! Тема РПП похоже вообще не интересна сценаристам, более того, они считают это явление блажью во имя внешности, а не полноценной болезнью. Болезнь надо лечить, а блажь можно устранить "по-быстрому".

Справка. Анорексия — это болезнь, при которой пациент старается контролировать вес с помощью ограничения количества пищи, т.е. голодает.
При булимии пациент не ограничивает питание, но время от времени срывается и переедает, после чего вызывает рвоту, чтобы избавиться от последствий.

Итак, по мнению сценаристов, десятилетняя нервная булимия, которая в дораме также подкреплена элементами анорексии (героиня пропускает приёмы пищи и страшится еды, а также достаточно худощавая, то есть стабильно удерживает дефицит веса, при этом также вызывает рвоту) может быть излечена после... двух задушевных разговоров. И вот героиня просто берёт вилку и начинает уминать чизкейк, после того, как ей сказали, что нужно любить себя и принимать своё тело. Буквально, без преувеличений. Хотя...

Может, действо и реалистично: происходит во время, когда героиня срывается в своей "булимической" фазе, после чего закономерно будет корить себя и отправится по привычке к унитазу? Вот только не жестковато ли это? Или плевать? В вебтуне сюжет заканчивается тем, что девушка обращается в клинику. В дораме на этой сцене решили сэкономить. И главное, сыграно великолепно, актриса подобрана великолепно, до мурашек сопереживаешь хрупкой, но разбитой и страдающей девушке. Но решения не показано. Вот как чизкейк вписывается в картину, в которой этой прекрасной девушке с ввалившимися щеками нужно полностью восстанавливать своё тело, в том числе расшатанную психику и убитые органы, которые просто физиологически не дадут ей по-быстрому повысить качество жизни?

🚩RED FLAGs дорамы, которые НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ

  1. Полное наплевательство на предписания о том, как общаться с человеком, который находится на грани суицида — "человеком на краю крыши". Человеку, который через мгновение собирается спрыгнуть с крыши НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ "ТОГДА ПРЫГАЙ!!!", как это делает Рён в первом сюжете. Даже, если ты жнец, который его поймает у самой земли. Это не то, что неправильно, это буквально противоположно тому, что делать нужно!
  2. Описание процесса борьбы с суицидальным состоянием как работы с конкретным инцидентом — убрать триггер и всё наладится. Парень дошёл до грани, в момент когда не смог поесть курочки (триггер), которую ел в детстве с отцом -> значит ему нужно достать эту курочку и таким образом вернуть воспоминания об отце. НЕТ!!! Нужна профессиональная помощь специалистов!
  3. Представление человека с анорексией/булимией как человека, который "просто не хочет есть и боится потолстеть", который может просто начать есть после продолжительных голодовок/перееданий. НЕТ!!! Человек с анорексией/булимией нуждается в работе с психиатром/психотерапевтом, с анорексией — ещё и в госпитализации. Он не излечится после разговора по душам и метафоры с клеткой, от которой он сам имеет ключ.
  4. Оригинальные теории о суицидах: например, в группе риска люди, совершившие его в прошлой жизни.

И вот вопрос: данных сцен, где обесценивается депрессия и РПП, где человеку на грани суицида говорят умереть — достаточно, чтобы считать эту дораму плохой? Судя по отзывам, ответ очевидный: нет. Превалирующему большинству зрителей эти вещи не запомнились/не бросились в глаза. С одной стороны это и нормально, потому что не стоит слишком большое значение придавать развлекательному контенту, но с другой — грустно как-то, что такое вообще пробирается в массы, ещё и под личиной профилактики проблемы.

Заканчивая с плохим, финальные минусы:

⭕ Пара сцен с не очень уместными ужимками Ро Уна а-ля он ребёнок, которые не вписываются в серьёзный контекст ситуации.

⭕ Затянутые десятиуровневые слёзовыжималки: вот мальчик плачет... надо его ещё в грязь толкнуть, и избить, и ещё маму его убить и ещё его самого пнуть и ещё его самого убить (реальный сюжет).

⭕ Достаточно интересный способ показать химию между главными героями: Су Хёк встречает Хи Сон либо попыткой дать ей кулаком в лицо, либо припечатать затылком об стену. Ну да, демоны, но должны же быть какие-то приличия что ли?.. [МОЖЕТ, ПРИДИРКА, имеют корейцы право на итало-африканские страсти?]

⭕ Некрасиво показанная агрессия. Появляется ощущение, что жнецы получают садистическое удовольствие от того, чтобы кого-нибудь избить и при этом никогда не упускают эту возможность, наплевав, что вроде как им нельзя в мир людей вмешиваться (было минуту назад). И это их не красит вообще, выглядит местами очень грубо.

⭕ Если не брать в расчёт обаяние актрисы, Ку Рён в целом достаточно неприятный персонаж. Она несколько раз проявляет пассивную агрессию даже в сторону своих напарников, кривит рот от добрых слов Ро Уна и даже скидывает его руку, когда он обнимает её, когда они спасли человека. Допустим, у неё тяжёлое прошлое, но опять же, если ей самой нужен психолог, почему она занимается спасением людей? [вопрос риторический]

⭕ Неужели никакой другой жест, кроме как жест с сованием Рюн Гу пальцев в нос не мог раскрыть его предыстории?

О хороших сценах и хороших сюжетах

Есть сцены, которые мне очень понравились и о которых хотелось бы упомянуть.

  1. Сцена из первого сюжета, когда буллерша попала в тело своей жертвы. Это было очень сильно и атмосферно показано, из-за чего появилось ощущение, что хотя бы отчасти, но вредительница получила именно то возмездие, которое ей и положено.
  2. Сюжет про жертву изнасилования. Вообще весь сюжет сделан очень качественно и продуманно. Но особенно запомнились финал, когда был показан суд с безапелляционной речью о виновности и далее сцена, как Джун Гиль сжигает насильника в автобусе. Сцена, в которой буквально перехватывает дыхание. Мне кажется, такой однозначной жесткой уверенности в праве жертвы на возмездие мало, где увидишь. За это определённо уважение создателям.
  3. Сюжет про суицидальное поведение собаки. Это было неожиданно и расслабляюще: посреди достаточно серьёзных историй можно просто поумиляться, погрустить и поплакать в конце.
  4. Сцена, где корейские души отказываются идти с японскими жнецами в японский загробным мир. Это достаточно интересный момент.
  5. Сюжет про женщин для утешения. Момент, когда героиня просыпается посреди ночи и решает убить себя, так сильно передаёт это безграничное чувство безысходности, когда даже сон не приносит облегчения, а только напоминает, что скоро предстоит возвращаться в ад реальности, что становится страшно. Такая тяжёлая тема показана трогательно и жизнеутверждающе: надо верить в лучшее, потому что кроме этой веры у человека на самом деле ничего больше и нет...

Плюсы:

✅ Красивые актёры, отличный кастинг

✅ Пафос, много эпичных зрелищных сцен, дополненных соответствующей музыкой, которые пробирают до мурашек

✅ Интересная химия между главными героями Хи Сон и Су Хёка (моменты вне описанных в минусах)

✅ Парочка очень качественных сюжетов, ещё парочка просто качественных

✅ Классно подобранный стиль Рюн Гу и Ку Рён

✅ В целом оптимистичный тон дорамы: завтра всё-таки наступит!

Завершение

Дорама чередует очень хорошие сюжеты с проработанным сценарием и интересом к теме с откровенно вредными, сказочными, где истинная проблема маскируется под менее опасную. Если бы речь не шла про ситуации потенциального суицида, думаю, вообще не было бы значения, что зрителю выдали лишнюю ложку мёда, тут же ситуация куда более неоднозначная.

Просто напоминание: производители контента не заинтересованы в том, чтобы помогать людям, они развлекают их без всякой оглядки, что там будет "за кадром". Иногда по принципу "раз в год и палка стреляет" может выйти что-то и интересное, и полезное, но зрителю нужно самостоятельно знать что полезно, а что нет до просмотра, чтобы распознать такой продукт.

Было бы замечательно, если б мир был таков, что не существовало бы депрессий, болезней и суицидов, а особенно, чтобы каждый зритель дорамы никогда с ними не столкнулся. Но пока реальность такова, что жнецов не существует и предписания как вести себя с потенциальным суицидентом — единственное, что может помочь.

Памятка "Как приблизиться к человеку "на грани" проекта IFightDepression
Памятка "Как приблизиться к человеку "на грани" проекта IFightDepression

Берегите себя и своих близких.