В главе 2 БГ "Йога размышления", Арджуна придаётся Кришне как Учителю, а Кришна начинает давать Арджуне и нам наиглубочайшее учение о том, что такое йога, каков её путь, и какова природа Вечного и Единого.
Во второй главе Кришна показывает Арджуне каков путь размышлений, и как с помощью него можно прийти к йоге. Ведь йога - это путь мудрых, а потому через размышление и познание как природы внешней, так и внутренней мудрость приобретается и становится стойкой.
Давайте посмотрим на то, каков Путь размышлений:
"Произнося премудрые речи, ты скорбишь о том, что недостойно скорби. Мудрец не скорбит ни о живых, ни о мёртвых.
Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари, и в будущем мы никогда не прекратим существование.
Как воплощённый в теле переходит из детства в юность, из юности в старость, так он переходит в другое тело. Мудреца это не вводит в заблуждение.
У несуществующего нет бытия, у существующего нет небытия. Такое знание открыто для видящих истину.
Говорится: все эти тела, преходящи, а воплощённый дух вечен, неразрушим и неизмерим, поэтому сражайся у потомок Бхараты.
Кто думает о нём, что он убивает и кто полагает, что его можно убить, - оба прибывают в заблуждении. Он не может убивать и быть убитым.
Он не рождается и никогда не умирает. Он не возникал, не возникает и не возникнет Он нарождённый, вечный, постоянный и древнейший. Он не погибает, когда убивают тело.
Как человек надевает новые одежды, сбросив изношенные, так воплощённый принимает новое тело, оставив старое.
О потомок Бхараты, воплощённый в теле вечен и не может быть убит. Поэтому тебе не стоит скорбеть ни о каких существах.
Учитывая свой особый долг, ты не должен колебаться; нет ничего лучшего для кшатрия, чем праведная битва.
Ну, если ты не будешь сражаться в этой праведной битве, то навлечёшь на себя грех отвергнув свой долг и честь.
Сражайся, относясь одинаково, к счастью и горю, к потере и приобретению, к победе и поражению, так ты избежишь греха.
Я возвестил тебя о пути размышления, теперь услышь о мудрости йоги".
Вот так Кришна показывает размышления, в которых затрагивает две важные для каждого темы:
- несмотря на то, что материальное тело умирает, каждый обладает Вечной природой, не способной умереть или родится;
- у каждого воплощенного есть долг, и выполнять его необходимо не взирая ни на эмоции, ни на мысли, ни на последствия.
Давайте же посмотрим, как описывает Кришна что такое йога?
"Те, кто страстно привязан к наслаждению и власти или чей ум увлечён этим, не обретут умиротворение разума.
Освободись от двойственности, от стремления к обретению, навсегда утвердись в чистой благости и истинном я.
У тебя есть право только на действие, но не на его плоды. Да не будут плоды деяний поводом твоих действий, но и к бездействию не привязывайся.
Утвердись в йоге, исполняй свой долг, отбросив привязанности и став равным к успеху и неудаче. Такая уравновешенность, называется йогой.
Достигший мудрости освобождается от дурных и добрых деяний уже в этой жизни. Поэтому стремись к йоге, ведь йога - искусность в деяниях".
А вот как Кришна описывает человека, достигшего мудрости:
"Кто в страданиях сохраняет спокойствие ума и не ликует в счастье, кто свободен от привязанности, страха и гнева, тот называется мудрецом с непоколебимым разумом.
Кто лишен влечений, кто не радуется и не ненавидит, получая благо и зло, тот в мудрости стоек".
Полную аудио-версию второй главы "Бхагават-Гиты" вы можете прослушать в телеграмм канале "Имеющий уши" https://t.me/ImeyushchijUshi