Современность создает образы, которые являются отчасти патологическими по причине своей маниакальности. Этим образам свойственны определенные черты:
– амбициозность и успешность;
– идеал благополучия, творчества, вдохновения;
– повышенный уровень жизненной энергии;
– ускорение (интенсификация) мыслительной (когнитивной) активности;
– увеличение числа социальных контактов;
– ощущение увеличения возможностей и потенциала.
Давайте подробнее разберемся, что такое мания. Во-первых, это защита от депрессии, когда происходит чрезмерная идентификация с «хорошим» объектом, сопровождающая отрицанием, отбрасывание «плохих» объектов. Такая позиция в корне отличается от целостности в которой существует и хорошее и плохое, но хорошее побеждает за счет здорового работы скорби и интеграции. Последствием такого отбрасывания является ощущение, что человек обладает большим количеством возможностей, чем на самом деле. Целостность и связь с реальностью теряются, восприятие становится избирательным.
В мании человек начинает чувствовать себя гораздо лучше, чем он чувствует себя на самом деле за счет маниакального подкрепления, то есть за счет подкрепления объектом или ресурсом. Со стороны все выглядит здорово до тех пор, пока ресурс, объект не истощен.
Ресурс, объект в мании – это интроект. Интроектами могут являть социальные роли и контексты, границы, социальный успех, признание к которым маниакальный субъект начинает редуцировать жизнь. Это проявление защит от сложности реального мира. Примечательно здесь то, что маниакальное подкрепление приносит как реализация и достижение этих ролей, так и их разрушение, нарушение.
Съеденный, проглоченный интроект обладает тем качеством, что он на время связывает, структурирует Ид (Оно), Персонэлити и Супер-Эго. Растворяя, проглатывая и уничтожая эти интроекты Самость (Селф) получает заряд, который необходим для поддержания энергии на необходимом уровне. Опасность таких поглощений заключается в том, что в патологических случаях могут быть разрушены глубокие базовые интроекты отвечающие за:
– чувство принадлежности;
– смирение;
– переработку информации;
– отдых;
– опыт интеграции/ассимиляции.
Последствием этого является опустошение Самости, голод, неутолимая жадность. В тоже время слишком ригидные маниакальные интроекты могу являться «костылями», «заплатками» ограничивающими спонтанность и связь с реальностью.
Стоит отметить характерное для мании чувство триумфа, однако триумф над объектами зачастую рождает параноидные тревоги, так как начинает действовать логика, в которой объекты начинают мстить в ответ и желать взаимообратного триумфа над субъектом.
Еще одной важной характеристикой мании является специфичное ощущение времени, которое начинает концентрироваться исключительно на моменте «здесь и сейчас». Время сплющивается в «бесконечную череду настоящих моментов». Теряется как возможность будущего, так и историчность прошлого опыта. Ожидание перестает существовать, «надо здесь, надо сейчас, надо сразу». На биологическом уровне главным последствием этого является нарушение циркадных ритмов организма, «биологических часов».
На отношенческом уровне в мании, уничтожается реальная взаимосвязь с другими людьми, что оголяет для субъекта опыт ужаса, от встречи с тем «Я», который не знаком «сам себе». Другой в таком случае – это ресурс, который пожирает энергия мании и который вовлечен в этот опыт против своей воли, и вынужден задействовать в свою очередь свои опоры, ресурсы, чтобы не быть «проглоченным» и сохранять присутствие в навязанном ритме.
Литература:
- М. Джечеле, Д. Блум. По ту сторону обыденности: маниакальный опыт, любовь и гениальность на краю границы контакта.
- М. Кляйн. Скорбь и ее связь с маниакально-депрессивными состояниями.
Автор: Шишов Максим Сергеевич
Психолог, Телесно-ориентированный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru