Найти в Дзене
ODELAX

Эволюция подъемных устройств: от древних шадуфов до самого крупного крана в мире

Оглавление

Издревле подъемные устройства играли ключевую роль в развитии нашей цивилизации. Их главная задача заключалась в перемещении грузов в пространстве. В древности, когда человечеству не хватало силы, люди прибегали к использованию доступных материалов, таких как ветви, стволы деревьев, катки и наклонные плоскости, которые облегчали перемещение грузов без лишних усилий.

Одним из наиболее известных примеров использования подъемных механизмов в древности является строительство египетских пирамид, которые, даже с учетом современных стандартов, можно назвать гигантскими. Это происходило более 2000 лет до нашей эры. В то время многотонные каменные блоки поднимали с помощью таких простых устройств, как шадуфы.

Подъемное устройство при строительстве египетских пирамид
Подъемное устройство при строительстве египетских пирамид

Издревле подъемные устройства играли ключевую роль в развитии нашей цивилизации. Их главная задача заключалась в перемещении грузов в пространстве. В древности, когда человечеству не хватало силы, люди прибегали к использованию доступных материалов, таких как ветви, стволы деревьев, катки и наклонные плоскости, которые облегчали перемещение грузов без лишних усилий.

Одним из наиболее известных примеров использования подъемных механизмов в древности является строительство египетских пирамид, которые, даже с учетом современных стандартов, можно назвать гигантскими. Это происходило более 2000 лет до нашей эры. В то время многотонные каменные блоки поднимали с помощью таких простых устройств, как шадуфы.

Древнеримский кран
Древнеримский кран

В средние века основным двигателем для подъемных механизмов стало водяное колесо. Его дальнейшим развитием был первый действующий кран с водяным приводом, созданный английским инженером Уильямом Армстронгом в 1846 году.

Бурное развитие в этой области было обусловлено изобретением парового двигателя. В 1853 году в городе Бат (Англия) был введен в эксплуатацию первый паровой кран, а через 11 лет компания G Stothert & Co выпустила первый полностью поворотный паровой кран.

Подъемный паровой кран XIX века
Подъемный паровой кран XIX века

В 1873 году был запущен в работу первый портовый козловой кран, а уже в 1875 году появился железнодорожный кран. В 1887 году был разработан первый электрический мостовой кран.

Существует множество разновидностей подъемных кранов в современном мире. По своей конструкции они подразделяются на мостовые, козловые, стреловые, башенные, радиальные, портальные и кабельные краны. А в зависимости от способа передвижения они могут быть рельсовыми, плавучими, шагающими, гусеничными, автомобильными или авиационными.

Мостовой кран
Мостовой кран

Краны могут отличаться по различным характеристикам и конструктивным особенностям. Например, по конструкции башни они могут быть с поворотной башней и нижним/верхним противовесом либо с неподвижной башней. По типу стрелы могут иметь подъемную, балочную или шарнирно-сочлененную стрелу.

Разнообразными также бывают грузозахватные механизмы, среди которых выделяются крюковые, грейферные, магнитные и литейные. Краны также различаются по типу привода: они могут быть электрическими, механическими, гидравлическими, комбинированными. И, наконец, они могут различаться по способу управления.

Мостовой кран

Мостовые краны являются одними из наиболее распространенных типов кранов, которые широко применяются на промышленных предприятиях. Они оснащены подъемным механизмом, таким как таль или лебедка, который прикреплен к подвижной каретке. Эта каретка перемещается по мосту, который оснащен горизонтальными направляющими. Мост фактически соединяет противоположные стены, опираясь на закрепленные на них подкрановые пути. По этим путям кран перемещается вдоль стен, обеспечивая необходимую маневренность.

Козловой кран

Козловой кран
Козловой кран

Усовершенствованным вариантом мостового крана является козловой кран. В отличие от мостового крана, у козлового есть вертикальные опоры, верхние части которых соединены горизонтальным мостом. По этим опорам перемещается подъемный механизм. Козловые краны двигаются по рельсам.

Башенный кран

Башенный кран
Башенный кран

На строительной площадке невозможно обойтись без башенного крана — это одно из неотъемлемых устройств. Он относится к категории стреловых кранов и также перемещается по рельсам. В его основе — платформа с вертикальной решетчатой мачтой, известной как башня. На вершине этой башни установлена горизонтальная стрела, а также кабина машиниста. Для обеспечения устойчивости крана на платформу устанавливаются утяжелители, а к противоположному концу стрелы — специальный противовес. Стрела может поворачиваться либо вместе с башней, либо независимо от нее, в зависимости от необходимости.

Портальный кран

Портальный кран
Портальный кран

Для осуществления перевалки грузов в порту используются мощные портальные краны. Они включают в себя полноповоротную башню, стрелу и опорную конструкцию с разведенными лапами, между которыми может проезжать транспорт. Портальные краны также перемещаются по рельсам для обеспечения эффективного выполнения своих функций.

10 самых больших кранов в мире

Согласно оценкам экспертов, в список десяти самых крупных и мощных кранов в мире входят:

  1. Гусеничный кран Liebherr LR13000 (Германия, грузоподъемность 3000 т);
  2. Гусеничный самоходный стреловой кран Terex CC8800-1 TWIN (Германия, грузоподъемность 3200 т);
  3. Кран ALE AL.SK190 (Великобритания, грузоподъемность 4300 т);
  4. Подъемно-транспортный механизм DLV4000 (Китай, грузоподъемность 4400 т);
  5. Суперкран Sarens SGC-250 (Бельгия, грузоподъемность 5000 т);
  6. Гусеничный суперкран Biggle 125 AFRD (США, грузоподъемность 6803 т);
  7. Самоходный плавучий кран Svanen (Нидерланды, грузоподъемность 8700 т);
  8. Hyundai 10000 (Южная Корея, грузоподъемность 10000 т);
  9. SSCV Thialf (Япония, грузоподъемность 14200 т);
  10. Taisun (Китай, грузоподъемность 20000 т).

Taisun — самый большой кран в мире

В апреле 2009 года в Китае на верфи судостроительной компании Yantai Raffles был введён в строй подъемный кран Taisun, имеющий поразительную грузоподъемность в 20 000 тонн (что эквивалентно весу 420 танков Т-90). По сути, это козловой стационарный (неподвижный) кран.

Кран был разработан компанией Yantai Raffles Shipyard (YRS) по проекту компании Dalian Huarui Heavy Group. От начала проектирования до ввода в эксплуатацию прошло 10 лет. Taisun предназначен для сборки танкеров и нефтяных платформ.

-9

Уже во время презентации крана перед глазами всех присутствующих было поднято на высоту 30 метров баржу, вес которой превышал 20 130 тонн — абсолютный мировой рекорд грузоподъемности, к которому никто так и не приблизился за последние 15 лет.

Технические характеристики Taisun:

  • Проектная грузоподъемность — 20 000 тонн;
  • Высота — 133 метра;
  • Расстояние между опорами — 120 метров;
  • Высота подъема груза — 80 метров;
  • Общая длина тросов — 50 000 метров.