Из недавно подслушанного: очень стройная девушка в очереди к стойке регистрации аэропорта громко возмущается в трубку: «Да она корова! Натуральная, типичная коровень. Семьдесят килограмм – кудааа? Я даже не представляю, что и сколько нужно жрать, чтобы столько весить?» Очередь, которая, в основном, хорошо представляет, и что, и сколько, смотрела осуждающе. И за сам спич, и за громкое негодование в общественном месте, и тотальную невозможность от этого всего дистанцироваться.
Ну и вот что интересно: допустим, насчет семидесяти килограмм мадам явно перегнула, для многих это вообще здоровый и адекватный вес, но... Но! Разве не такие же мысли возникают у нас, когда мы смотрим очередное шоу про глобальное похудение?
Все эти типичные истории, как огромный трехсоткилограммовый человек пытается вернуться к нормальной жизни. И он, конечно, молодец, что с завидным упорством, через боль и отчаяние, ищет выход. Но, блин, как, как он умудрился найти туда вход? Неужели в голове не загоралась красная лампочка, когда вес был 90, 100, 120, 150, в конце концов? И -реально, сколько и чего нужно жрать, чтобы накопить на себе двести килограммов чистого жира?!
Сознавайтесь, приходили вам в голову такие нетолерантные вопросы? Давайте поразмышляем на эту тему.
С чего все начинается?
Почти все герои подобных шоу с детства были полными. Кто-то обвиняет генетику, а кто-то честно признает, в семье царили нездоровые привычки, еда была и поощрением, и утешением, и единственной радостью.
Но между «пухлый ребенок» и «адски жирный взрослый, который не в состоянии сам дойти до туалета» – обалдеть какая дистанция. Почему же этот бронепоезд упорно катится под откос?
Сила привычки
Есть очень важные механизмы, которые у подобных людей собираются в убийственное комбо. Вообще, если собрать их воедино, то разжиреет даже модель. А нападают они, как правило, на неуверенных в себе, отчаявшихся людей.
Итак, что касается питания:
Отсутствие понимания, когда приходит насыщение.
Привычка стабильно накладывать полную тарелку, даже если это перекус.
Все вкусное, праздничное съедается сразу, оно не хранится. Особенно это актуально для людей, которые выросли в многодетной семье. Там разговор короткий: кто не успел, тот опоздал. Прощелкал клювом счастье. И вот, человек уже много лет живет один, из его кухонных шкафчиков и холодильника никто ничего точно не украдет, но подсознательно такая беспечность кажется небезопасной.
Привычка заполнять едой паузы в общении и соблюдать самые разные пищевые ритуалы: встречаться с друзьями только за чашкой кофе и десертом, покупать поп – корн в кино, мороженое – на прогулке в парке, пиво и чипсы – к просмотру футбольного матча и просто по пятницам.
Неумение отличать жажду от голода. Некоторые люди вообще не пьют простую воду. Кто-то «сидит» на кофе, кто-то – на чае, самые отбитые литрами пьют газировку, чистый сахар.
Отсутствие системы. Ем, когда хочу, что хочу, сколько хочу, никак не фиксирую этот момент. За покупками хожу без списка и голодный, сгребаю с полок все, что нравится.
Ем «за компанию», даже если вообще не хочется.
Классика: жирное, жареное, соленое, рафинированное. И ничего кроме.
Привычка «доедать, а то испортится».
Привычка набирать с запасом, впрок. Все эти мешки хлопьев, канистры молока, гигапачки, и прочее.
Со стороны психологии:
Твердая убежденность в том, что у всех вокруг все получается, и один я – чмо, бездарное, безвольное, никчемное недоразумение.
Боязнь общения. Стремление к затворничеству. Смартфон не обидит, не обзовет жирным, не даст понять, что ты какой-то «не такой».
Застревание в старых травмах. Что-то неприятное случилось лишь однажды, но человек как будто постоянно живет в этом моменте. И не может понять главного: фигня случается. У всех, с завидной регулярностью. Это никак не зависит от комплекции.
Меланхоличный или флегматичный темперамент. Путешествия, движ, смена декораций – это все неинтересно и пугает, а вот любимый диван и теплый плед – самое оно.
Сопутствующие факторы:
Жизнь в скучном, неинтересном месте. Те самые пять дворов по три доски: и сходить некуда, и даже банально прогуляться особо негде. А несчастные американцы вообще везде и всюду за рулем. Есть, конечно, специально оборудованные места для прогулок, но это ж добраться надо.
Низкий доход. И это фиаско сразу по двум причинам. Во – первых, мало денег равно дешевые продукты. Пустые калории. Топливо в чистом виде, без пользы. Во – вторых, все интересные хобби затратны. И, значит, человек с дыркой в кошельке уже по умолчанию не сможет прыгать с парашютом, заниматься дайвингом или альпинизмом. Даже если ему интересно.
Сидячая работа. Может быть самая престижная, самая денежная, но когда попа в кресле 8 -10 часов в сутки, легко не заметить, как она стремительно расширяется.
Болезни. В ассортименте, от диабета до депрессии и окр. Они разными путями подталкивают в сторону ожирения. Ограничениями, отсечением от людей, неудобствами. А еда – утешит.
А теперь представьте, что все это собралось воедино. А если человек еще и не знает о том, что бывает по другому. Ни примеров не видел, ни к самоанализу не склонен. И вот он скатывается в полную апатию, сводит к минимуму общение, затворничает и ест, ест...
Что такое надо есть?
Большинство людей твердо верит: чтобы разожраться до размеров дирижабля, надо есть, не переставая, сутками. К сожалению, это не всегда так.
Да, еда нон - стоп - частое явление при тяжелом ожирении, но тут уже чистая психология: она – то единственное, что помогает убить время. Когда нет занятий, интереса к жизни, планов, то время измеряется только едой.
В каком-то смысле удивительно: это роднит людей с морбидным ожирением и анорексиков. Только первые живут от бургера с колой до бургера с колой, а вторые – от половинки морковки до половинки морковки.
Но есть вполне себе 200 -килограммовые люди, которые не жуют круглосуточно. Они просто выбирают калорийные бомбы. Пара банок нутеллы на завтрак, кусок жирного сала на обед... все просто! Если создать стабильный профицит в 7 -9000 калорий, то каждый станет героем толстого реалити. А 9000 ккал – не заоблачная цифра, учитывая энергетическую ценность алкоголя, снеков, и т.д.
Самое страшное
Морбидное ожирение – не конец жизни, есть много примеров, когда люди брали себя в руки и выбирались из этого. Но первые шаги, и буквальные, и фигуральные, сделать настолько трудно, что привыкшие к пассивности толстяки открыто пасуют.
Когда путь в ванную – гонка с препятствиями, даже мысль о том, что можно тренироваться в качалке, вызывает панику. Или кажется глупой мечтой. ( это что-то про единорогов).
А потому – бейте тревогу, когда вес перевалил за 90, 100 кг, когда появились первые звоночки – одышка, потливость, опрелости, отеки. Не отгораживайтесь от проблемы всеми этими «так многие живут», «мне уже поздно», «я не справлюсь». Справитесь! Вы же не хотите доходить до слез на первом канале и потехи публики?
Так что если Вы давно понимаете, что пора худеть и ждали подходящего момента и знака свыше, то это именно он!