В суицидальном поведении детей и подростков есть характерные особенности, связанные с возрастными трудностями
Приведём примеры психологических факторов, влияющих на созревание мыслей о суициде у юных граждан:
- Сложные комплексы переживаний: обида, одиночество, отчуждённость, ненужность, непонятость.
- Реальная или воображаемая утрата любви со стороны родителей, разочарование в любви и дружбе, ревность.
- Эмоциональные сложности в переживании смерти, развода, ухода родителей.
- Недовольство собой, униженность, оскорблённость, болезненное самолюбие, вина, стыд.
- Страх компрометации, позора.
- Боязнь наказания, нежелание принятия ответственности за свою роль в отношениях, нежелание извиниться.
- Неудачи в любви, происшествия, связанные с сексуальным насилием или с угрозой нарушения стыдливости, беременность.
- Существование угрозы безопасности, месть, злоба, протест, шантаж или вымогательство.
- Стремление призвать других людей к решению своих проблем, уйти от последствий поведения, из трудной ситуации.
- Подражание друзьям или авторитетам, кумирам, героям фильмов и книг (так называемый «эффект Вернера»).
Поведение подростков и детей, имеющих суицидальные мысли, естественным образом отличается от аналогичного поведения взрослых. Юности свойственны менее зрелые формы функционирования психики. Не будем забывать и о колебаниях настроения, связанных с гормональной перестройкой организма, и о высокой утомляемости, связанной с быстрым ростом.
В это же время происходит созревание самосознания и рефлексии. Сложные самооценочные мысли, в условиях отсутствия массового психологического образования, приводят к эмоциональной нестабильности (не менее, чем у 25% всех подростков).
В подростковой психологии пубертат порой называют: "возрастом допустимого безумия", подчёркивая, что то поведение, которое для взрослого считалось бы болезненным, для подростка является нормальным (слишком часто встречается у растущего поколения).
Особенности детской психики (в отличие от взрослой, зрелой):
- Впечатлительность
- Внушаемость
- Яркие образы воображения
- Колебания настроения
- Эгоцентрические устремления
- Импульсивность
Слабый контроль эмоций - следствие недостаточного словарного запаса и понятийного аппарата, навыков коммуникации и логического мышления. С возрастом все эти функции становятся более осмысленными и точными, помогающими понимать свои мысли и чувства, критически оценивать и контролировать их.
Причины самоубийств детей:
- гнев
-протестные настроения
- злые оценочные мысли чужого и своего поведения
- стремление уйти от этих мыслей, ощущение, что они непереносимы
Переходный возраст характеризуется «философской интоксикацией сознания», как говаривали отечественные психологи.
Идет взрывной рост сложной информированности, но мозг еще не успевает аккуратно и функционально эти хаотичные знания осознать и принять, как удобные для жизни.
Результат – ощущение бессмысленности учёбы (такое бывает и при высоких умственных способностях и хорошей успеваемости). Одна из причин такого отношения к учёбе - общее ощущение бесполезной траты времени и бессмысленности жизни.
Будущее выглядит туманным, и это невыносимо.
Появляется самооценочная тревога, содержащая в себе мысли о том, что «все идут туда, куда надо, а я – отстаю, или иду не туда, и это уже не поправить».
Эмоциональная нестабильность, появляющаяся вследствие нормальной физиологической перестройки организма подростков и нормального же сложного периода созревания самосознания и рефлексии, характерна примерно для четверти современных здоровых подростков. И это нормальное состояние чревато трудными переживаниями и сопровождается мыслями о суициде или парасуициде.
Особенности самоповреждающего и суицидального поведения детей и подростков, которые важно знать, чтобы правильно проводить профилактику и коррекцию такого поведения (А.Г.Абрумова, 1978 г.):
1.Слабое осознание серьёзности последствий суицидального поведения
Слово «смерть» в детстве не кажется чем-то окончательным. Это понятие представляется чем-то похожим на сон, таким же обратимым, отстранённым от своей личности. Помогает и вера в свою неуязвимость.
Узнав о смерти в возрасте двух-трёх лет, ребёнок не пугается её, воспринимая её, как простую разлуку. Грусть от потери бывает вполне реальна и очевидна, но непродолжительна.
В то же время, для младшего школьника смерть может выглядеть, как невидимка, которая прячется ночью на кладбище. Она так же может представляться чем-то вроде наказания за плохое поведение. Такие представления строятся на нормальном для ребёнка эгоцентризме и магическом мышлении. Дети считают смерть обратимой, не осознают её возможность для себя.
Подростки более реалистично учитывают возможность смерти, становятся способны различить живое и неживое. Но, в силу общей амбивалентности работы мозга в этом возрасте, они играют со смертью, рискуя на каждом шагу, как будто, чтобы проверить свою неуязвимость, в которую продолжают верить.
Совершая суицидальные попытки, только около 20 % подростков верили в окончательность этого действия (по зарубежным исследованиям). Остальные опрошенные, так или иначе, верили в возможность продолжения жизни после смерти – в сохранность сознания или души.
Таким образом, можно констатировать серьёзный, смертоносный вред, наносимый неустойчивой растущей психике мифом о бессмертии души.
У подростков, в отличие от взрослых, нет ясно выраженных границ между представлениями о настоящем суициде и демонстративным поступком, совершаемым с целью шантажа.
Поэтому рекомендуется, чтобы облегчить профилактику реальной гибели подростка или ребёнка, воспринимать любую агрессию, направленную на себя, как вид суицида.
2.Внешняя несерьёзность мотивов
Суициденты- дети и подростки нередко объясняют своё саморазрушительное поведение слишком несерьёзными и мимолётными мотивами, которые взрослыми не воспринимаются всерьёз.
Поэтому достаточно часто детский и подростковый суицид оказывается для старших близких неожиданным и непредвиденным.
- Отсутствие связи с явной психопатологией
В отличие от взрослых, попытки суицида у детей и подростков редко имеют очевидную связь с психопатологическими симптомами, такими, например, как депрессия.
- Есть связь с отклоняющимся поведением:
Дети и подростки могут чаще совершать попытки самоубийства, если в их поведении есть отклонения, такие как побеги из дома, прогулы, курение, алкоголь, мелкие преступления, конфликты в семье, сексуальные эксцессы и т.п.
Задача взрослых, отвечающих за благополучие детей, создать безопасные условия для их роста и развития.
Каждому взрослому полезно знать особенности детской психологии, чтобы предъявлять молодёжи требования, соответствующие возрасту, и обеспечивать бережную психологическую поддержку.
Это поможет уберечь хрупкую нервную систему растущего человека от импульсивных и опасных действий.
Автор: Ольга Егорова
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru