Найти в Дзене
Аутизм и школа

Неудачники и удачники, кому хуже, или ошибки, которые вызывают паралич воли.

Периодически то тут то там мы с девочками, мамами сложных детей, обсуждаем, что дети категорически не переносят ошибки. Не в смысле боятся 4 или тройку получить, нет. Многие из них никаких оценок вообще не получают. Они самого факта ошибки не переносят.

Вот ошибся (не так яйцо разбил) и в слёзы. Ты чего?.. Просто исправь. Это же и есть обучение. Ошибся, исправил, ошибся, исправил, запомнил, научился, больше не ошибаешься здесь. В этом суть.

Но нет...

Я даже больше могу сказать.

Мне кажется... что Гриша таким родился. Я не знаю, как это объяснить. Как вообще может такое быть.

Если бы я не была его мамой и тем человеком, который провёл с ним его детство, я бы решила, что Гришу кто-то сильно запугал. Прям до полусмерти. Но это не так. Его совершенно точно никто не мог запугать.

Но большая часть моей работы с ним заключалась в том, чтобы он перестал бояться ошибаться.

Вообще-то, если отойти в сторону и посмотреть на процесс обучения, то станет очевидно, что человек не будет развиваться вообще, если не будет ошибаться.

ВООБЩЕ человек не будет развиваться.

Нельзя взять и всё правильно сразу сделать.

Это большое исключение.

Но, к сожалению... Это является неотъемлемой частью многих таких детей, как Гриша...

Мы про них говорим "хорошо делает то, что интересно". А я бы сказала: "то, что у них получается". Вот это они и делают. Где минимальное количество ошибок.

Но... нельзя всё обучение строить вокруг таких "интересов".
Я пыталась... это невозможно.

Нельзя выстроить речь... нельзя научить читать... писать... да ничего нельзя, если человек не может себе позволить ошибаться, начинает орать, рыдать и ни в какую не соглашается даже пытаться...

Я опубликовала как-то вот это фото.

На нём Гриша занимается в приложении duolingo. Но не просто в приложении. Там есть раздел звуков. Где человек должен слышать разницу, выбирать правильный ответ. И главное, он должен говорить... Произносить звуки и так, чтобы приложение распознало. И не путать звуки И и ИИИИ. Да, это разные звуки)))

И вот Гриша...

Основная сложность была в том, чтобы он перестал бояться ошибаться. То есть он рыдал над своими ошибками. Сейчас. Уже в очень хорошем состоянии. В очень. У него просто лились слёзы... Это не было привлечение внимания или попыткой отлынивать. Нет... Это было глубокое отчаяние...

Фото из того периода. Когда я провожу беседы на тему "ошибки - это часть процесса".
Фото из того периода. Когда я провожу беседы на тему "ошибки - это часть процесса".

И вот.

Я понимаю, что для тех, кто не знает Гришу, не понятно. Но он в панике.
Я понимаю, что для тех, кто не знает Гришу, не понятно. Но он в панике.

Но магия начинается дальше. Недели через две ежедневных занятий (да... со слезами) до него ВДРУГ дошло, что да, он ошибается, потом исправляет и мир не рушится...

Всё. Я стала не нужна. Он сам с собой отлично начал говорить, исправлять, опять говорить. И проходить уроки.

Вот что это такое?????????

Если бы я согласилась с ним не продолжать эти звуки, он бы продолжал их бояться. Но то, какой ужас это вызывало... И то, как этот ужас исчез...

---

Когда-то я рассказывала про многочисленные этапы, которые прошёл Гриша на пути к рисованию.

Да, он не то что не рисовал, он отказывался держать в руках пишущий предмет.... Потом не мог ничего нарисовать. Отказывался. Потом рисовал, но не мог нарисовать ничего. И да, это всё было со слезами...

И кто-то скажет "ЗАЧЕМ вы мучаете человека?"

Ну не знаю... Если бы я не мучала, то он бы по-прежнему ничего не мог...

А на днях я проходила по коридору во время урока и услышала, как учительница ему говорит "Давай это нарисуем. Земля, облака, лес, река." Круговорот воды они рисовали...

И он просто рисовал.

Не художник он ни разу. Но он не мог просто рисовать. Вообще. Никак.

Теперь может. И это больше не проблема.

---

Но почему же всё так сложно...

---

А теперь про удачников)))

Недавно имела дело с одним человеком взрослым. И вот с ним мы решали одну задачу. Человек предложил решение. Решение не сработало. Человек мгновенно скис, очевидно расстроился и энтузиазм потерял.

Я: - Давай вот это и это и это и это попробуем. Ты чего?

И тут я вспомнила Гришу...

Возможно, он совершенно не уникален. И это даже не болезнь. А вполне так ходят по земле люди, которые не могут ошибаться. Вообще.
Вот взрослый психически здоровый человек с энтузиазмом предложил решение проблемы. Вот решение не сработало. И он всё, больше не хочет продолжать решать проблему. Его обидело, расстроило то, что он не смог с первого раза.

О БОЖЕ!!! Гриши на него нет. И моих 5 лет обучения Гриши чтению))))

-4

Какие у вас есть теории, наблюдения? Может, вы сами такие? Если с первого раза что-то не получается, вы не можете продолжить.
Но только... а как же жить с такой особенностью?..

П.С. Но почему я вопрос поставила "кому хуже?" Гриша по определению "неудачник" и вся его жизнь - это преодоление. И вот он вообще-то знает уже, что надо много ошибаться, чтобы что-то получилось. И в очень многих сферах его это уже не пугает ни сколько. Наоборот, он как робот делает, делает и делает.

Да, бывают исключения. Но, в основам, это речевые моменты... Речь - это проклятие, которое нависает над ним и всё ещё доводит до слёз.

---

И в противовес человек, у которого всё отлично получается, который не привык работать, прикладывать усилия. Что с таким человеком происходит, когда... он начинает ошибаться...

Скажу так. Я это видела немного.

Я училась в академии искусств. И туда поступали очень талантливые дети.

Талантливые в своей деревне, в своём районе, в своём дворце молодёжи.
И вот все эти таланты, привыкшие к победам и аплодисментам, собрались в одном здании...
Вот у многих был шок, когда их
мордой об асфальт опускали на землю... И оказывалась, что просто петь (не зная ни нот, ни техники) не получится. Что твои стихи - это и не стихи вовсе, а то, что ты там какие-то конкурсы выигрывала, так это ты была ребёнком, теперь ты взрослая. Хочешь быть поэтом? Учись им быть...

Многие с удивлением узнали что?

Что надо много работать и ошибаться...

Многие не выдержали и сломались.

Ошибаться надо уметь...

Вот теперь конец.