Найти тему
НАУ

Как кости с полей наполеоновских битв обеспечили Европу сахаром

В конце XVIII – начале XIX веков Европа содрогалась в пламени кровопролитных войн. Гигантские армии сталкивались в смертельных битвах, бесчисленные орудия расстреливали плотные ряды солдат картечью, а лавины конницы молотили копытами залитые кровью поля боев. В одном лишь сражении при Ватерлоо в 1815 году, ставшем последней битвой Наполеона, полегло более 10 000 солдат и примерно столько же лошадей — за один день!

И все же сегодня археологам почти не удается найти остатки павших воинов тех кровавых времен. Обычно виновниками исчезновения исторических останков становятся распашка земель или стройки. Но в случае с полями наполеоновских сражений эти факторы ни при чем. Тогда куда же подевались десятки тысяч человеческих костей?

В новой книге международная группа историков и археологов выдвигает шокирующую теорию их пропажи. По их мнению, массовые могилы солдат подверглись систематическому разграблению в промышленных масштабах. Косточка за косточкой они были выкопаны и распроданы на заводы из-за резко возросшего в начале XIX века спроса на фосфаты для производства удобрений и костяной уголь для переработки сахарной свеклы.

Цены на кости тогда поднялись до небес, что и подстегнуло волну мародерских набегов на захоронения по всей Европе и за ее пределами. В книге содержатся подробные исторические свидетельства этой теневой индустрии по расхищению человеческих останков с мест сражений.

Согласно архивным документам, район Ватерлоо в 1830-х годах стал одним из центров производства свекольного сахара в Бельгии: здесь работали сразу две сахарные фабрики в радиусе нескольких километров от легендарного поля битвы. И исторические данные указывают, что сырьем для их работы служили именно кости погибших солдат, выкопанные на самом месте баталии.

Битва при Ватерлоо, Вильям Сэдлер
Битва при Ватерлоо, Вильям Сэдлер

Но происходившее в Ватерлоо было лишь вершиной айсберга. Как выяснили исследователи, расхищение полей сражений Наполеоновских войн с целью добычи костей велось повсеместно по всей Европе для нужд быстро растущей промышленности по производству не только сахара, но и удобрений.

Причиной ажиотажного спроса на кости стал стремительный рост населения Европы в XIX веке. За это столетие численность ее жителей более чем удвоилась, что вызвало колоссальный скачок потребления сахара и удобрений. Внезапно этот казалось бы ординарный ресурс — кости — стал жутко дефицитным для промышленности.

В Бельгии первые заводы по переработке свеклы были построены в 1833 году. И только за пять лет с 1832 по 1837 гг. цена за 100 кг костей подскочила с 2 до 14 франков — в 7 раз! Для многих фермеров, живших по соседству с легендарными полями битв, кости убитых солдат сразу же обрели ценность настоящего золота, причём выкопать это «золото» можно было буквально из-под ног.

Костная мука используется как удобрение и сейчас, только сырьем для нее служат кости мясного скота.
Костная мука используется как удобрение и сейчас, только сырьем для нее служат кости мясного скота.

Свидетельства этой зловещей индустрии по добыче "черного золота" простираются далеко за пределы Европы. Известны факты, когда французы попросту выкапывали целые кладбища в Алжире и отправляли кости на заводы в Марсель. А британцы и вовсе импортировали мумии и кости из Египта в промышленных масштабах, беспощадно разрушая бесценные культурные памятники древности. Костяная лихорадка не обошла стороной и Соединенные Штаты. В газетах тех лет можно найти упоминания о сборе останков убитых солдат прямо на полях знаменитых сражений Гражданской войны в Америке.

А в Старом Свете ненасытный спрос сжирал любые доступные запасы костей. В Шотландии и Англии В Старом Свете ненасытный спрос сжирал любые доступные запасы костей. В Шотландии и Англии были расхищены целые средневековые кладбища. Даже в Париже всерьез обсуждалась идея выбросить содержимое знаменитых катакомб и отправить древние кости на переплавку на сахарные заводы. Масштабы этого мародерства потрясают воображение. То, что осталось от полей сражений XVIII–XIX веков — лишь крупицы сохранившихся останков. В то время как могилы более ранних эпох дошли до наших дней гораздо лучше благодаря забвению их местонахождения.

Ключевым фактором подверженности расхищению, как отмечают авторы книги, было знание о месторасположении массовых захоронений в пределах жизни одного-двух поколений. Именно поэтому наибольшему разграблению подверглись относительно свежие могилы солдат наполеоновских кампаний.

Впрочем, эта скверная практика процветала даже после Первой мировой войны, в начале XX века. Известны многочисленные случаи, когда местные власти во Франции вынуждены были срочно принимать законы для защиты бывших полей сражений Западного фронта от набегов расхитителей костей.

В прошлом году бельгиец, пожелавший остаться анонимным, передал историкам черепа двух воинов, погибших в сражении при Ватерлоо. Мужчина увлекался коллекционированием артефактов наполеоновских войн, но останки он не смог оставить у себя "по этическим соображениям". Эту новость распространил канал CNN в январе 2023 г.
В прошлом году бельгиец, пожелавший остаться анонимным, передал историкам черепа двух воинов, погибших в сражении при Ватерлоо. Мужчина увлекался коллекционированием артефактов наполеоновских войн, но останки он не смог оставить у себя "по этическим соображениям". Эту новость распространил канал CNN в январе 2023 г.

На первый взгляд вся эта история кажется крайне аморальной и отталкивающей. Но историки подчеркивают, что в глазах людей того времени в этом не было ничего преступного. Движущей силой были скорее нищета и отчаяние. Для обедневших фермеров, чьи земли были разорены во время наполеоновских кампаний, продажа костей захватчиков была разумным и прагматичным решением их насущных проблем. В их глазах останки чужеземных армий, принесших лишь смерть и разрушения на их земли, не имели никакой ценности. Как выразился один из авторов книги: "Они увидели возможность и воспользовались ею".

Тем не менее, независимо от мотивов, эта гигантская теневая индустрия по добыче и торговле костями с полей сражений явилась огромной исторической и культурной утратой для всего человечества. Подобное массовое расхищение уничтожило бесценные археологические памятники кровавой эпохи наполеоновских войн.

Авторы книги призывают археологов теперь во всех раскопках на местах исторических баталий обращать пристальное внимание на признаки разграбленных массовых захоронений. Пустые ямы с почвой отличающегося цвета могут быть молчаливыми свидетелями этой мрачной тайны пропавших без следа костей павших воинов.

***
Если вы прочитали эту статью до конца, подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующую!