«Я ору на ребёнка, потому что он получил двойку». «Я ору на ребёнка, потому что он ленивый». «Я ору на ребёнка, потому что он нарушает свои обещания». «Я ору на ребёнка, потому что он меня доводит».
«Я ору на ребёнка, потому что я несдержанная». «Я ору на ребёнка, потому что я плохая мать». «Я ору на ребёнка, потому что на меня орали в детстве». «Я ору на ребёнка, потому что не могу не орать».
Все эти фразы имеют много общего, хотя, казалось бы, часть из них про то, что причина в ребёнке, а часть — про то, что причина в маме. Что общего во всех этих фразах? Они все бесполезны в том случае, если есть желание перестать орать.
Все эти фразы что-то констатируют, но ничего не объясняют о причине крика.
На самом деле причина крика не в двойке, не в лени, не в материнской плохости или несдержанности. Причина крика заключается в том напряжении, которое рождается у мамы, в том напряжении, которое она не выдерживает.
Крик на ребёнка — это нападение. Нападение — это выражение злости.
Откуда возникает злость? Злость возникает в ответ на тот или иной дискомфорт того или иного рода. Например, мне было хорошо и комфортно, но потом, вдруг, стало очень неудобно, неуютно, плохо, я злюсь. Кто-то влез ко мне с непрошенным советом — я злюсь. Я не ела весь день, поэтому теперь голодная и злая. Я ударилась об угол стола, мне больно, я злюсь. Чем сильнее дискомфорт, тем сложнее мне его выносить, тем сильнее я злюсь.
Что происходит со мной, когда, например, ребёнок приносит двойку из школы? Не тогда, когда я злюсь, а до того. Возможно я чувствую стыд, в котором мне невыносимо находиться. Например, стыд за недостаточно хорошую себя, которая не смогла воспитать отличника. Или я испытываю бессилие. Например бессилие повлиять на способности ребёнка. А может, я чувствую вину перед ребёнком или перед учителем. Например, вину за то, что у меня не хватает сил и времени помогать ребёнку, когда он не справляется с уроками сам. Или я чувствую разочарование. Например, я разочарована в ребёнке. Или я чувствую сильный страх. Например, я боюсь Невыносимость того переживания, вообще, или невыносимость его на том уровне интенсивности, который есть, будет доставлять мне сильный дискомфорт, который влечёт за собой сильную злость. Чем более невыносимо для меня переживание, к примеру, стыда, возникающего за себя, как за недостаточно хорошую мать, тем сильнее будет моя злость, и тем ярче она проявится в моём крике
Любые проявления злости в адрес других людей, если эти люди не нападают, нарушая мои границы, завязаны на то, что я не выдерживаю какие-то свои переживания, которые у меня возникают рядом с этими людьми. Соответственно, злость на ребёнка, если он на меня не нападает, не разрушает мои вещи, обусловлена именно тем, что происходит у меня внутри. Значит, если я хочу перестать кричать, мне нужно обращать внимание именно на то, что происходит со мной, смотреть, что такого я не выдерживаю в себе, когда, например, мой ребёнок приносит двойку.
Если научиться обращать внимание на то, что я не выдерживаю, что происходит со мной перед тем, как возникает злость, тогда я могу как-то повлиять на происходящее. Не сразу, но по мере того, как процесс, запускающий крик, будет становиться понятнее. А до тех пор можно как-то стравливать злость или находить наименее травмирующие способы её выражения.
Актуально не только в отношениях с детьми, но и в отношениях со всеми. Не только с криком, но и с любым выражением злости.