1,4K подписчиков

Самая Страшная Книга 2024. Дно пробито?

617 прочитали
Im Großen und Ganzen - разочарование. Если сборник ССК 2023 сделал шаг вперед, то ССК 2024 - два шага назад.

Im Großen und Ganzen - разочарование.

Если сборник ССК 2023 сделал шаг вперед, то ССК 2024 - два шага назад.

Проблемы те же:

  • Повторение одних и тех же тематик и сюжетных тропов.

Когда мне в предисловии книги пишут, что тут рассказы на любой вкус и каждый найдет себе что-то по нраву, то ожидаешь вроде как разнообразия. Но снова этого не получаешь. Обилие исторически стилизованных текстов - это у таргет-группы фетиш какой-то? Ведь существует Дмитрий Тихонов, который уже выдает качественный и интересный исторический хоррор, а если учесть, что он уже представлен в сборнике, то зачем больше? Поэтому когда я в очередной раз видел в тексте что-то вроде "давеча девка понесла на полатях", то просто тихо недоумевал. Да и всякие Лукерьи, Тишки и Петрушки уже коробят до зубного скрежета. Кроме, собственно, рассказа Тихонова "Волчья Сыть", исторический рак пробрался в рассказах "Пустая Невеста" Всеволода Болдырева, "Охота на мавок" Оксаны Заугольной, "Черная Мадонна" Ирины Хромовой, "Голодный Хлеб" Яны Демидович. События "Ab Ovo" Андрея Возного хоть и происходят во времена ВОВ, но все равно блуждания сотрудника СМЕРШа по укрытой лесами глухой деревне сопровождаются древними легендами местных рассказчиков, так что специфический язык, о который постоянно спотыкаешься, присутствует и здесь. Ммм, уже 6 штук набралось, а это, на минуточку, четверть сборника! А добавьте сюда еще рассказы "Сказки старой шишиги" Яны Демидович и "Зимний крест" Дмитрия Карманова, где снова жесточайше эксплуатируется славянский фольклор, при том одинаковым сюжетным способом - сказки становятся явью, и вот мы уже приближаемся к половине.

Далее натыкаюсь на рассказ "Визаран", где нас пугают следующим - голод провоцирует людей на каннибализм. Окей, имеете право, пусть будет немного жести. Ближе к концу читаю рассказ "Голодный хлеб" Яны Демидович и что же там? Голод провоцирует людей на каннибализм! И сразу далее идет рассказ Щетининой "Аппетит приходит во время еды", где что? Голод провоцирует главного героя на каннибализм! Ля, вы что, издеваетесь? Мое лицо представили, когда мне пришлось читать одни и те же людоедские мерзости, только от разных авторов? Таргет-группа, вас ничего не смущает? Зачем пускать в печать три рассказа на одну и ту же тематику, выбрать лишь один лучший из трех никак?

  • Слабые, вымученные сюжеты с неудачными ходами, где мистика и ужасы происходят без бекграунда, бессистемно и абсолютно абсурдно в плохом смысле этого двоякого определения. И нет, я не придираюсь, хоть и люблю это делать, просто не могу погрузиться в историю, если в ней существенные логические или мифологические проё пробелы. Давайте кратко пройдемся по ряду мистических факторов, которые одолевают главных героев:

"Фрагменты" Алексея Искрова - ребятишки вызвали каких-то древних богов, которые преследовали их учительницу. Что делают боги, откуда они, как связаны с учительницей, почему их нужно бояться, откуда известен ритуал их вызова - вопросы без ответов, которые ломают суть повествования. Которое и так уже сломано рваным, фрагментарным повествованием.

"Вы поедете на бал?" Елены Щетининой - некая демоническая сущность, живущая в домике с дворовой детской площадки раздает нахаляву ништяки, но адски звереет, если произнести определенный звук. Почему никому, кроме главных героев, нет дела до этой сущности? Они одни во всем дворе живут? А если она открывается только определенным людям, то на основании чего она выбирает? Почему сущность злит именно этот звук? Без ответов на эти вопросы в нее просто не веришь, а если не веришь, значит и не страшно.

"Сказки старой шишиги" Яны Демидович - случился некий апокалипсис из-за натурально ожившего славянского фольклора. И я не могу придумать ни одной адекватной причины, почему это могло в принципе произойти. Сюжетный ход с наркоманскими галлюцинациями главной героини мог бы исправить это недоразумение, но автор, дав нам надежду на вполне логичное объяснение произошедшего, позже ломает хребет этой здравой идее, мол, выкусите, апокалипсис был на самом деле! Ну если был, тогда вопросов нет, как именно обретший силу Чернобог превратил людей в нежить, ну совсем!

"Визаран" Дмитрия Лазарева и Павла Давыденко - авторы посмотрели сериал "Извне" и, вдохновившись идеей пространственной аномалии без выхода, решили ее немного доработать по-своему. Это хорошо, это я уважаю, особенно когда речь идет о краеугольном камне подобных сюжетов - где брать продукты для пропитания в пространственной петле посреди нигде? Закономерно главным источником пропитания стали люди - новоприбывшие, которые еще пока не до конца поняли, куда попали. Но мне снова поведение книжных людоедов кажется нереалистичным. Вместо ловушек, засад и других хитростей ловли добычи у нас тут просто ЖУТКО ИДУЩИЕ по пятам люди, которые даже и не думают ловить жертв. А потом будущим мясным консервам еще обязательно надо объяснить, как тут обстоят дела. Ну такое.

"Папа" Германа Шендерова - бабайка, которая в одном отдельном городишке всех мужиков сделала куколдами. До этого рассказы Германа по большей части были неплохими, но этот из разряда "стеб и троллинг", вроде его же "Виртуальной машины" из ССК 2021. Герман, ну признайся, что ты это не всерьез писал! По крайней мере лично я к такому сюжету отнестись серьезно не способен.

"Последний раз" Лина Ярового - раскаявшегося кладмэна испытывают на прочность духи ночи. Закладчик влюбился в своего куратора - это что, шутка? Подобная романтика как-то не особо стыкуется с человеком, осознанно и по своей воле вовлеченным в процесс дистрибьюции запрещенных веществ. А так, рассказ с моралью - запомните, дети, хуже употребления наркотиков может быть только их продажа! Не забудьте потом тоже покаяться, когда сломаете жизни нескольким десяткам людей, оставляя клады.

"Зимний крест" Дмитрия Карманова. Зацените краткое описание: "Тайный эксперимент на основе нацистских разработок влияния мифологии на реальность дал практические плоды. Только результаты оказались не слишком позитивными." Это фентезийный трэш, не имеющий к хоррору никакого отношения. А, и кстати! В рассказе случился апокалипсис из-за ожившего славянского фольклора!

"Багряноголовый" Станислава Миллера - о, этот автор решил поиграть в Стивена Кинга. Главный герой ожидает в гости неведомую тварь, вспоминая, как когда-то в детстве с друзьями обнаружил ее в детской коляске. Могло бы быть неплохо, но, видимо, целостно представляя себе историю твари в голове, писатель не смог также целостно выложить ее нам. В итоге появляются закономерные вопросы - как спустя годы тварь помнит главного героя и что конкретно плохого он ей сделал? А самое главное, откуда сам главный герой точно знает, что она за ним придет? Очередная история, в которой на первом месте не ее самостоятельность, а явно прослеживающиеся намерения автора и "желание свыше".

"Межгалактические Наемники. Сага" Максима Кабира - наверно, главное разочарование, так как Максим совершенно точно умеет и пугать, и нагнетать. Но сюжет, который им был выбран, просто смехотворен. Герои космооперы, серию книг которой главный герой читал в детстве, ВНЕЗАПНО оживают и начинают ему мстить за то, что тот перестал читать про них книжки. Ладно, я бы может и поверил, если бы все объяснялось умственным помешательством персонажа, но предпосылок к этому как бы и нет, а ожившие герои как бы и правда реальны. Почему? Зачем? Если это очередной стеб на тему "внимательно читайте лицензионное соглашение перед тем как согласиться с ним", то, ну, ладно. Но как сюжет для хоррора это ни о чем.

  • Одни и те же авторы из года в год. Но это ладно, а вот почему до сих пор существует возможность отбора нескольких рассказов от одного автора в один сборник? На качество это никак не влияет, так пусть хотя бы другие авторы покажут себя. Или можно пойти даже дальше - опубликовавшиеся авторы получают бан на год и не могут участвовать в отборе на следующий ежегодный сборник, зато автоматически становятся членами таргет-группы.

Итого у нас тут целых 3 (ТРИ) рассказа, которые я могу назвать хорошими, по крайней мере они меня зацепили и оставили приятное впечатление. Да и то, истории, рассказанные в них не сказать, что сильно оригинальные.

  • Уже вышеупомянутая "Волчья сыть" Дмитрия Тихонова. Исторический хоррор про оборотней с парой неожиданных поворотов, исполненный на высоком уровне.
  • "Луноход" Дмитрия Карманова - вариация на тему сделки с дьяволом. Тема избитая, но очень гладко написанная. У героя есть предыстория, мотивация, есть драма, есть развитие и катарсис. В такого (анти)героя легко поверить и, соответственно, погрузиться в его трагедию, которую он создал для себя сам.
  • "Несколько счастливых детей" Александра Матюхина - довольно тяжелый и полный психологизма рассказ про постепенный слет с катушек матери ребенка-инвалида, который погиб по ее вине. Открытый финал и правильное свободное интерпретирование добавляют истории очков.

А теперь пару слов о лучшем рассказе сборника - "Лучшая жвачка в мире" Дмитрия Лопухова. Он навеян ностальгией по дворовой жизни детей 90-х. Детей, у которых было слишком много свободного времени и чересчур богатое воображение, отражающее окружающий, не слишком дружелюбный мир. Два школьных друга отправляются в опаснейшее путешествие через полгорода за легендарной жвачкой, истинный вкус которой могут постичь лишь избранные. Учитывая это, рассказ похож одновременно на "Темную комнату" Попова и на полные ностальгии рассказы Бобылевой из "Нашего двора", только в более жестком, бескомпромиссном варианте. Летнее солнце, пыльные дворы, остовы замороженных строек, лучший друг, дворовая шпана и байки, одна немыслимее другой. Этим жило целое поколение и сохранило в своем сердце как нечто драгоценное. Потому что другого не было. И нужно было из нелицеприятного сделать что-то романтичное, захватывающее и запомнить его таким. Лопухов ухватил суть эпохи, немного гиперболизировал и получил отличное произведение, хоть и совсем нестрашное, так как основной страх тут - с кем переживать приключения, если друг навсегда уедет?

Так что, можно ли назвать хорошим сборник ужасов, где лучший рассказ это вовсе и не ужасы?

ДУМАЙТЕ.

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror и не только.