Найти тему
VK Гид

Зумер не читатель, зумер писатель: чем запомнился non/fictioN

Оглавление
© РИА Новости / Кирилл Зыков
© РИА Новости / Кирилл Зыков

С 4 по 7 апреля в Москве прошла международная ярмарка интеллектуальной литературы «non/fictioN весна». Кажется, никогда ещё книжное сообщество не видело такого количества зумеров на подобном мероприятии — причём как среди читателей, так и среди писателей. Рассказываем, что это говорит о современной литературе и какие изменения происходят в ней прямо сейчас.

Дорогу молодым взрослым

Весенняя ярмарка non/fictioN наглядно показала: молодёжь, равнодушная к книгам, — это миф. На паблик-токах издатели неоднократно отмечали, что самая читающая аудитория сегодня — это подростки. Вот почему так популярен жанр Young Adult — литература для молодых взрослых — и вот почему большинство книжных новинок появляется именно в этом направлении. Для юных читателей даже классическую литературу «переодевают» в более современные и яркие обложки: например, серия «Супергерои русской классики» у «Эксмо» и «Вечные истории. Young Adult» у издательства «Миф».

© VK / Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№
© VK / Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№

Организаторы ярмарки вовремя уловили тренд и пригласили интересных для молодой аудитории спикеров: книжного блогера-миллионника Энтони Юлая, стендап-комика Зою Яровицыну, восходящую кинозвезду Марка Эйдельштейна и других. Для подростков издательства также подготовили красочные корнеры и фотозоны: особенно выделялись футуристичная композиция у «Кислорода», нежное облачко над «Marshmallow Books» и усыпанная бабочками стена «Freedom».

Терапевтичное чтение

Вместе с молодыми читателями в литературе появляются и молодые писатели. Литературные критики отмечают: поколение тридцатилетних, о которых так много говорили в последние годы, начало активно подпирать поколение двадцатилетних — такие как Денис Лукьянов («Век серебра и стали») или Алиса Бодлер («ESCAPE. Приют»). Что же они пишут? Чаще всего — фэнтези, мистику или романтику. Причём в жанре фэнтези продолжается увлечение славянским фольклором, а в романтической прозе — бум на спортсменов, особенно хоккеистов.

© РИА Новости / Кирилл Зыков
© РИА Новости / Кирилл Зыков

Пока одни сбегают в выдуманные миры, другие — погружаются в себя. Для этого существует автофикшн (когда автор сочетает реальные факты из своей жизни с художественным вымыслом): например, «Вероятно, дьявол» Софьи Асташовой или «Возраст согласия» Елены Кречман. Как правило, в основе автофикшена — личные истории о пережитой травме. Но сегодня тренд на подобную литературу понемногу спадает, а жанровая литература (те же фэнтези и триллеры) напротив, набирает обороты.

Герой нашего времени

Литература стремится стать ближе к читателю — и это видно по тому, что всё чаще в ней появляются самые что ни на есть обычные герои — как в романе «Юркие люди» Анны Лужбиной или герои сборника рассказов «Ночницы» Антона Мамона. А наравне с ними — и герои с серой моралью, те, кого нельзя назвать однозначно положительными или негативными персонажами.

© РИА Новости / Владимир Вяткин
© РИА Новости / Владимир Вяткин

Кроме того, продолжается тренд на феминизацию литературы. Появляется всё больше книг про сильных женщин. Это и неудивительно, ведь молодые писатели в массе — тоже женщины. В своих книга они часто затрагивают проблемы, с которыми обычно сталкиваются именно женщины, а также социальную повестку в целом — например, вопросы пищевого поведения в «Голоде» Светланы Павловой или домашнего насилия в романе «Ветер уносит мёртвые листья» Екатерины Манойло. Вкусы аудитории тоже меняются. Например, место литературных бэд гаев занимают новые краши — хорошие заботливые парни, как хоккеист Тимур в «Осколках льда» Екатерины Шумаевой.