Найти в Дзене
Primavera

​Символы в японском искусстве

Японское искусство изобилует символизмом. Журавли, хризантемы или сосны, встречаются в произведениях искусства всех видов: от гравюр на дереве до лаковых шкатулок. Многие из этих мотивов взяты из мира природы и прославляют флору и фауну, характерную для Японии. Другие — волшебные существа, имеющие мощное значение в мифологии Восточной Азии. Эти символы — не просто эстетические средства, они имеют поэтические и философские ассоциации, которые формировались на протяжении веков.

Гора Фудзи

Самая высокая гора Японии, предмет национальной гордости, Фудзи почитается с древних времен. Культовая вершина появилась в искусстве с одиннадцатого века, а начиная с XVII века, гора Фудзи стала считаться священным местом как в буддизме, так и в синтоизме. Великий художник Кано Танью (1602-1674) первым создал изображения горы, ставшие каноническими, которым следовали более поздние мастера. Танью сделал знаменитый вулкан, своей визитной карточкой. Существует как минимум двадцать семь картин Танью с изображением Фудзи. Европейцам же больше знакомо имя художника Кацусики Хокусая, создавшего 36 видов Фудзи.

Роспись ширмы «Гора Фудзи», Кано Танью, тушь на бумаге, XVII век.

-2

Гравюры из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», Кацусика Хокусай, издано около 1830-1834 гг.

-3

Курильница из сплава шибуичи, инкрустированная золотом и серебром, с изображением горы Фудзи, около 1900 г.

Цветущая вишня

Среди самых узнаваемых символов японского искусства — цветение сакуры, национального символа. Каждый год гуляющие собираются под деревьями, чтобы наблюдать эффектные розовые облака цветов. Быстрое их увядание используется в поэзии и искусстве как метафора скоротечности жизни.

-4

Фарфоровое блюдо Сацума с изображением путешественников, идущих вдоль реки мимо чайных домиков с цветущей сакурой, мастер Ябу Мэйзан (1853-1934), конец XIX века.

-5

Инро (футляр для мелочей) из золотого лака, инкрустированный перламутром и рогом, с изображением театрального представления на фоне цветущих вишневых деревьев, мастер Нэмото, конец XIX века.

Дракон

Дракон в грозовом небе издавна является популярной темой среди японских художников. Этот мотив уходит корнями в древнекитайскую философию. Дракон, как наиболее почитаемое в Японии мифологическое существо, является универсальным символом силы, императорского могущества, справедливости, благородства.

-6

Необычное окимоно (скульптурное украшение интерьера) из серебра с позолотой в виде дракона, взбирающегося на гору, около 1890 г.

-7

Пара лунных фляг, украшенных перегородчатой эмалью, с изображением драконов, около 1900 г.

-8

Парные вазы в виде головы дракона из резной слоновой кости с глазами, инкрустированными перламутром, XIX век.

Карп

Карп кои, плывущий против течения — древний символ решимости самурая, и в наши дни он воспринимается в Японии как мужской символ. Карпа можно увидеть по всей Японии, когда в мае отмечается традиционный праздник танго-но сэкку (День мальчиков). Эта рыба считается символом успеха, согласно древней легенде о стойком карпе, который благодаря своему упорству стал драконом.

-9

Бронзовая патинированная ваза с изображением карпов работы Иппосаи Юкоку, инкрустированная золотом и серебром, около 1900 г.

-10

Черная лаковая ваза с изображением карпа работы Зохико, инкрустированная золотом, около 1900 г.

Павлин

Считается, что павлины населяют райский сад буддизма. Великолепная птица также олицетворяет королевскую власть и красоту. Образ павлина часто встречается в композиции жанра «цветы и птицы», особенно популярен сюжет "Павлин и пионы".

-11

Фарфоровая ваза Сацума с изображением павлинов среди пионов и цветущей сакуры, мастер Гензан, около 1900 г.

-12

Роспись ширмы чернилами и цветом по бумаге с изображением павлинов, мастер Тода Сюгай, около 1900 г.

-13

Серебряная ваза, украшенная золотыми лаковыми панелями с инкрустациями в стиле сибаяма, отделанная эмалью и увенчанная фигурками павлинов, мастер Мицуюки, около 1900 г.

Хризантема

Осеннее цветение хризантем отмечают по всей Японии в сентябре. Хризантема цветет в течение длительного периода и ассоциируется с чистотой и долгой жизнью. С XIII века 16-лепестковая хризантема является эмблемой (моном) японского императора.

-14

Портсигар и спичечница с изображением хризантем, инкрустированные золотом и серебром, около 1920 г.

-15

Ваза с изображением хризантем, украшенная перегородчатой эмалью работы Хаяси Кодендзи из Нагои, около 1900 г.

Черепаха

Черепаха в Японии считается символом долголетия, она также олицетворяет мудрость. Черепахи часто встречаются в водоемах парков и храмов. В японском фольклоре есть легенды о Миногамэ, мифической черепахе, такой старой, что на ее спине стали расти водоросли. Изображение Миногамэ с «хвостом» из водорослей – не редкость в японском прикладном искусстве.

-16

Бронзовая ваза в виде черепахи-миногамэ, держащей во рту стебель с большим листом лотоса, начало XIX века.

-17

Бронзовая ваза с семью черепашками работы Сэйфу, около 1900 г.

Бамбук

Выносливые стебли бамбука гнутся на ветру, но не ломаются, что делает их мощным символом силы и стойкости. Быстрый рост растения также ассоциируется с процветанием, а прямые побеги используются в поэзии как знак верности.

-18

Пара бронзовых патинированных ваз с изображением бамбука, инкрустированных серебром, мастер Мицунага, около 1900 г.

-19

Лаковый инро (футляр для мелочей) с изображением воробьев на ветвях бамбука, мастер Хэйюсай, конец XIX века.

-20

Роспись ширмы чернилами и цветом по бумаге с изображением тигра среди бамбука на склоне заснеженного холма, мастер Асами Кодзё (1890-1974).

Сосна

Сосна и её хвоя в традиционной японской культуре олицетворяет постоянство, твёрдость, является выражением пожелания здоровья и благоденствия. Новогоднюю композицию с сосновыми ветками – кадомацу (сосна у ворот), японцы выставляют обычно на улице перед воротами, входом в дом или в квартиру в конце декабря - начале января наступающего года.

-21

Складная ширма «Старая сосна», роспись Кониси Фукунена (1887–1959), тушь и золотые хлопья на бумаге, 1907 г.

-22

Золотой лаковый инро изображением змеи, свернувшейся в дупле сосны на берегу ручья, мастер Иппусаи, конец XIX века.

Кролик (заяц)

В японской мифологии кролик – символ долголетия. Он живет на Луне и круглый год толчёт в волшебной ступе эликсир бессмертия.

-23

Нэцкэ: лунный кролик из слоновой кости с янтарными глазами, стоящий на облаках с пестиком и ступкой для эликсира бессмертия, конец XIX века.

-24

Железная цуба (гарда меча) с изображением кролика и луны, рельефная резьба, инкрустация золотом, мастер Ичирю Томоёси, конец XVIII века.

-25

Фарфоровое блюдо Сацума с изображением богини Луны – Чанъэ в окружении множества кроликов, мастер Дозан, конец XIX века.

Журавль

Журавль — один из самых популярных мотивов в японском искусстве. Считается, что журавли образуют пару на всю жизнь и часто появляются в поэзии и искусстве в связи со свадьбами, романтикой и любовной тоской. В японской культуре журавль – почитаемая птица, символизирующая бессмертие, процветание и семейное счастье.

-26

Лаковый инро (футляр для мелочей) с изображением пары журавлей из рельефного перламутра в окружении бамбука, XIX век.

-27

Набор из четырех шелковых панелей с изображением журавлей, павлинов и других птиц среди цветущих растений, XIX век.

Феникс

Птица Хо-о – это мифическое существо, которое иногда называют японским Фениксом. Это символ удачи, процветания и возрождения. Говорят, что он появляется только во времена просвещенного правления, что делает его символом мира и стабильности. Изображение Хо-о можно увидеть на церемониальных одеждах императора. Происхождение Феникса связывают с солнцем и часто изображают с исходящими от него лучами света. Это отражение веры в то, что он приносит свет в темные времена. Считается, что он живет тысячи лет, прежде чем загорится, а потом возродится из пепла.

-28

Лаковый сундучок с изображением птицы Хо-о из перламутра, мастер Сибаяма Масаёси, XIX век, музей Киемидзу Саннензака.

-29

Фарфоровая ваза Сацума с изображением птицы Хо-о, около 1700 г.

-30

Бронзовая ваза с изображением птицы Хо-о работы Бэйхо, начало ХХ века.