В эпоху правления Екатерины II, прозванной Великой, между двумя жемчужинами Российской империи - Санкт-Петербургом и Царским Селом, был возведен уникальный единый архитектурный ансамбль из путевого дворца и церкви.
Дворец и храм стали называться "Чесменскими" в честь блистательной победы российского флота в Чесменском сражении 1770 года против турецкого флота в ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Чесменская победа имела огромное значение для укрепления позиций России на Черном море.
Екатерина II решила увековечить этот триумф, дав новому дворцовому комплексу соответствующее название.
Помимо Чесменского дворца, в ансамбле также была возведена Чесменская церковь - яркий символ воинской славы российского флота.
Местность, выбранная для строительства дворцового комплекса, первоначально представляла собой заболоченную территорию, известную под финским названием "Кикерикиксен", что переводится как "лягушачье болото".
Эти земли отошли к России после Северной войны со Швецией и стали частью царских владений.
Интересно, что зеленая лягушка позже была избрана в качестве символа Чесменского дворца, отражая его истоки. Специально для своей новой резиденции Екатерина заказала набор из 952 предметов из веджвудского фарфора, каждый из которых был украшен зеленой лягушкой - символом Чесменского дворца. Сегодня этот сервиз является украшением коллекции Эрмитажа.
В 1717 году к летней императорской резиденции в Царском Селе была проложена дорога, что положило начало освоению этих мест.
А Екатерина Великая, стремясь обеспечить комфортное путешествие к своей загородной резиденции, распорядилась построить дворец для отдыха на полпути в семи милях от Санкт-Петербурга.
Изначально задуманный как простая дача, Чесменский дворец постепенно превратился в грандиозный архитектурный ансамбль, отражающий величие Российской империи. Строительство велось под руководством архитектора Юрия Фельтена, и к 1777 году основные работы были завершены.
Однако события, связанные с Чесменской победой, придали дворцу особый смысл и значение. В 1770 году, в разгар Русско-турецкой войны, российский флот под командованием графа Алексея Орлова одержал блестящую победу над турецким флотом в Чесменской бухте. Этот триумф не только обеспечил России господство на Черном море, но и стал символом мощи и неуязвимости российского флота. Вдохновленная этой победой, Екатерина II повелела переименовать строящийся дворец в "Чесменский", а также возвести рядом церковь в честь этого события.
Несмотря на испытания, выпавшие на его долю в различные исторические периоды, дворец сумел сохранить свое величие и по сей день остается украшением Северной столицы, напоминая о триумфальных страницах российской истории.
Создание Чесменского дворца: симбиоз готики и классицизма.
В 1774 году началось возведение Чесменского путевого дворца. За проектирование дворца отвечал талантливый архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Одной из главных задач при создании проекта было обеспечение быстрого строительства и Фельтен мастерски с этим справился. Щедрое финансирование также способствовало скорейшему завершению работ. Перед началом строительства участок, отведённый под дворец, находился в заболоченной местности. Для решения этой проблемы по периметру территории вырыли ров, а грунт из него использовали для создания имитации крепостного вала. В результате дворец получил дополнительную защиту от сырости и укрепил ассоциации с неприступным замком.
Архитектурный облик Чесменского дворца отличается эклектичностью, сочетая элементы готики и восточного зодчества. Украшением дворца стали две угловые круглые башни с бойницами, увенчанные фонарями с полукруглыми куполами. Фасад здания украшен стрельчатыми окнами, навевая воспоминания о средневековых замках.
Однако интерьер дворца контрастирует с его внешним видом. Внутри Фельтен использовал принципы раннего классицизма, любимого Екатериной II.
Стены комнат были украшены изысканными лепными узорами и росписями.
Особенности архитектуры и планировка.
В плане главное здание дворца представляет собой равносторонний треугольник, на углах которого возвышаются те самые круглые башни. Фасад здания выполнен из кирпича и оштукатурен, а нижний этаж отделан декоративными деревянными элементами в стиле рустик.
Кроме главного здания, в комплекс дворца входили различные хозяйственные постройки и каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Символизм и культурное значение.
Выбор готического стиля для экстерьера Чесменского дворца не был случайным. Готика в то время ассоциировалась с рыцарством и храбростью, что в данном контексте подчёркивало военные победы русского флота. С другой стороны, использование элементов восточного зодчества, таких как арочные окна и орнаменты, было призвано символизировать победу России над Османской империей. Чесменский дворец стал воплощением имперской мощи и стремления России к величию.
Его архитектура и интерьеры отражали вкусы и идеалы Екатерининской эпохи, сочетая в себе различные культурные влияния. Дворец до сих пор остаётся одним из самых ярких примеров псевдоготического стиля в русской архитектуре.
История Чесменского дворца - суровая история упадка и возрождения.
Чесменский дворец был одним из любимых мест Екатерины Великой. Она часто проводила здесь торжества и гуляния.
В 1792 году Екатерина передала дворец ордену Святого Георгия. С тех пор здесь проводились собрания рыцарей ордена в круглом зале на втором этаже, которые она часто посещала.
После ее смерти в 1796 году, дворец пришел в упадок.
Павел не хотел использовать дворец, предпочитая любимую Гатчину, и хотел отдать дворец под богадельню, но проект не был реализован.
При Александре II дворец пустовал, за исключением нескольких посещений девушками из Екатерининского института. При Николае Первом, дворцовая церковь использовалась для погребений великих князей, а позже в Чесменском дворце открыли военную богадельню для инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 года. В Чесменской богадельне 3 января 1917 года произошло отпевание Григория Распутина.
В советский период дворец был использован как лагерь для заключенных и врагов власти. Церковь была разграблена, а на место креста были установлены символы нового времени.
В 1930 году, здание было передано Автомобильному институту, сильно повреждено от бомбежек во время войны, а после войны его передали Ленинградскому институту авиационного приборостроения. В 1946 году дворец был реконструирован, но без особых забот о его первоначальном виде.
Сегодня Чесменский дворец принадлежит Университету аэрокосмического приборостроения. Усадебный парк открыт для посещения, а Чесменская церковь была возвращена православной церкви и реставрирована.
В 2005 году главный зал усадьбы был отреставрирован и теперь используется как университетская библиотека и для проведения торжественных мероприятий. И только несколько частей главного здания позволяют увидеть оригинальный дизайн Фельтена.
Адрес: ул. Гастелло, 15 (уг. с ул. Ленсовета), 10 минут пешком от ст.м. "Московская".
Самостоятельно попасть внутрь дворца не получится, но можно найти экскурсию.