Найти тему
Яна Левашова Дизайнер

Казаки некрасовцы были похожи на турецких кочевников, переехав в Ставрополье

Оглавление

И поражали воображение местных советских граждан в самом начале 1960-х. Эти люди переехали из Турции, но с условием, что смогут жить по-своему, посещать церковь, носить привычную одежду, сохранят свои традиции. Но к этому вернусь позднее.

Если вы в Москве, гуляя в районе Красной площади, загляните в ГИМ.

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Выставка "Дикое поле" поражает воображение.

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Смысл ее в том, чтобы показать влияние кочевых народов на постепенное формирование Российского государства.

С самого начала они были врагами, совершающими набеги, но потом постепенно стали друзьями, союзниками, неотъемлемой частью огромной многонациональной страны, а позже и ещё более крупным СССР.

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Как считают некоторые учёные, кровь кочевников проистекает в тех или иных соотношениях практически в каждом гражданине России.

Прежде чем большая часть населения различных территорий становилась осёдлой, кочевники скотоводы заселяли бескрайние степи в поисках лучших пастбищ.

На открытии выставки присутствовали представители краеведческих музеев Ростова-на-Дону и Азова. Скажу честно, в юности в них побывала, когда приезжали на Дон с мамой в отпуск к родственникам.

Очень богатый и красивый край, насыщенный историей, различными культурными пластами.

Рада, что однажды увидели и развалины древнего города Танаиса с Иваном.

Всем известно, что казаки обитают на Дону!

Но это несколько упрощеное понятие, различных веток казачества много и в других регионах.

Существуют и турецкие казаки некрасовцы

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Представьте таких граждан на Ставрополье в 1960-х!

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Поражают воображение эти цвета и их сочетания.

© Яна Левашова
© Яна Левашова

А казачки из этой ветви ещё и надевали в церковь белые чулки, чтобы показать чистоту намерений. В головных уборах носили летом живые, зимой из бисера цветы.

Этой историей заинтересовалась благодаря костюму в ГИМ.

И стала читать историю некрасовцев.

1. Были староверами.

2. Даже в 60-х в разгар советской идеологии, при переезде им разрешили 2 церкви.

3. Не праздновали Новый год из-за поста, только Рождество.

4. Полностью соответствовали туркам в быту, сидели по-турецки на ковриках на полу, пили чай из пиалок, ели восточные сладости и сухофрукты. Носили необычные наряды, особенно по праздникам.

5. Говорили, шутили, вели себя почти как люди XVIII века, даже минуя XIX, тем более СССР.

Откуда взялись турецкие казаки

Во времена Петра I отток крестьян из разных регионов страны на Дон стал проблемой для помещиков. Бежали мужики по одному или парами, кто-то семьями с женой и детьми. Постепенно пришлые смешивались с донскими казаками, но те не стремились к такому пополнению рядов.

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Находясь на службе у царской власти, дончаки выполняли приказ на борьбу с беглецами. Да и стреляли в них, не видя греха, поскольку своими не считали. Воспитание казаков происходило с раннего детства, включало владение оружием, идеальную посадку в седле, доблесть и бесстрашие в боях, военную выправку и дисциплину. Крестьяне же, спасавшиеся от злого барина, такими навыками не обладали, войско пополнить не были в состоянии. Кроме православия их ничего не роднило.

Все закончилось отловом пришлых и их жестокими пытками, порками, убийствами, не щадили никого, даже малолетних детей. Сообщество беглых крестьян постепенно копировало управление у казачества, у них тоже появлялись атаманы. Те стали отводить народ под своим управлением с Кубани все дальше на Восток. Сначала на Дунай, где раньше они только рыбачили. Затем и ещё дальше в Турцию. Всё это произошло под предводительством атамана Игната Некрасова, отсюда и название.

Там хан Девлет-Гирей предоставил некрасовцам земли, защиту, но при условии принятия старообрядческой веры, поскольку казаки старообрядцы ранее пришли под начало хана, спасаясь от религиозных гонений. Очевидно так было проще жить на мусульманских землях, чтобы православие не делилось на разные течения.

Некрасов даже составил свод из 70 законов для своих людей. Один из них никогда не возвращаться под царскую власть в Россию, второй не жениться и не иметь детей ни с кем, кроме своей старообрядческой общины, третий не стрелять в русских на поле боя.

Затем Кубань вышла из юрисдикции хана, Россия захватила земли, формальные разрешения жить как прежде и селиться на Дунае не работали, опять начались притеснения. Тогда некрасовцы разъехались по Турции.

Султанам нравились казаки некрасовцы, не только бывшие хорошими земледельцами и воинами, но и...рыбаками. Зимой после сбора урожая все годные мужчины уходили в зимние рыболовные экспедиции до весны.

После революции 1917 года некрасовцы в СССР не стремились, с удовольствием перенимали и турецкие традиции, но свои берегли. Например, женщины завязывали платки по-турецки, закрывая подбородок. Носили вещи из ярких тканей.

Однако, в 1930-е начались гонения со стороны турецких соседей, подняли налоги, открыто нападали на дома, осуждали. Тогда община начала думать о переезде, зная, что царя в России давно нет. Но постепенно всё улеглось, разрушенных домов не осталось, все примирились.

В 1956г. атаман Саничев начал серьезно обсуждать вопросы переезда с властями СССР. Люди уже были готовы отказаться от частной собственности, но от веры нет. И число их сильно сократилось из-за эпидемий, а также кровосмешения. Многие ранее нарушили завет Некрасова, женившись на турчанках или уехав в царскую ещё Россию.

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Когда с Советами было всё оговорено, турки приняли решение не выпускать из страны некрасовцев, арестовали даже иконы, запретив их вывозить как исторические артефакты. Думали, это остановит миграцию.

Турки ошиблись, даже 200-летние иконы были оставлены, переезд состоялся. Но турецкие казаки не воспринимали это как проблему, и уже в СССР написали новые. Считалось, что возвращаются домой, не смотря на атеизм, им позволили сохранить религию.

Фото в свободном доступе в сети Интернет.
Фото в свободном доступе в сети Интернет.

Атаман Саничев с женой и дочерьми. Обратите внимание на костюмы.

У турецких казаков некрасовцев так и остался необычный говор, своя кухня, как рыбные вареники с отверстиями для проникновения бульона, уникальный костюм и быт. Сейчас уже лишь в формате истории, давно прошло смешение с местными в Ставрополье.

Благодарю за внимание!

С вами была Яна Левашова - Дизайнер и Блогер.

Ставим лайки и скорее в комментарии!

____________

Подробнее о моей работе в описании канала и Подборках под описанием.