Т.Н. Васильева, кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела гигиены ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора
Торгово-развлекательный центр (ТРЦ) — современный атрибут любого крупного урбанистического центра. Базовой социальной функцией ТРЦ является функция унификации получения всевозможных услуг торговой, бытовой, развлекательной, образовательной, спортивной, банковской инфраструктуры и пр. Семейный шопинг в ТРЦ можно легко соединить с посещением кинотеатра с очень комфортными креслами или с посещением игровой зоны со всевозможными аттракционами, развлекательными аппаратами, лазерным пейнтболом, боулингом и бильярдом.
В ТРЦ работают представители социальной сферы деятельности - продавцы, охранники, службы поддержки клиентов, бармены, сотрудники кинотеатров, развлекательных центров и пр., каждая из перечисленных профессий требует уникального набора навыков и предполагает различные пути карьерного продвижения.
К числу динамически развивающихся профессий относятся профессии кассира-бармена и билетера кинотеатра. Работник кинотеатра, получив дополнительное образование, может стать управляющим, менеджером кинотеатра, руководителем отдела маркетинга, системным администратором.
Психодиагностика показателей профессиональной и личностной сферы 24 кассиров-барменов и 26 билетеров в возрасте от 22 до 40 лет двух нижегородских кинотеатров ТРЦ сети «Синема Парк/Формула Кино», работающих по гибкому графику (два рабочих дня длительностью 12 часов и два дня выходных), позволила выделить основные параметры профессиональной успешности работников кинотеатров ТРЦ. К ним относятся: высокие величины коэффициентов коммуникативных/организаторских склонностей; умеренно высокая ориентация на успех (мотивация к успеху) и средний уровень риска (мотивации к избеганию неудач); приоритет карьерной ориентации «Стабильность места работы». Для успешного работника кинотеатра ТРЦ характерны предпочтение здоровых моделей поведения в стрессогенных ситуациях («Уверенное поведение», «Вступление в социальные контакты», «Поиск социальной поддержки»), а также игнорирование ряда поведенческих паттернов (пассивных - «Избегание, асоциальных - «Жесткость, циничность» и агрессивных - «Давление, отказ от поиска альтернативных действий»).
Для сохранения профессионального здоровья на рабочем месте работников ТРЦ администрации кинотеатров рекомендуется внести в корпоративную культуру следующие мероприятия: 1) постоянный мониторинг показателей профессиональной и личностной сферы работников; 2) бизнес-модель управления процессом повышения квалификации, которая предусматривает: а) планирование обучения (расписание, ресурсы, бюджет, выбор образовательных ресурсов -университетов, онлайн-платформ, обучающих центров, книг и др.) и б) использование сетевого взаимодействия для обмена знаниями и опытом в профессиональных сетях и сообществах; 3) проведение информационных вебинаров (темы: «Стрессоустойчивость», «Коммуникабельность», «Жизнестойкость», «Моя карьера», «Здоровый образ жизни» и т.п.); 4) психологическое сопровождение обслуживающего персонала кинотеатров ТРЦ в групповой и индивидуальных форме: формирование жизнестойкости и мотивации на ведение здорового образа жизни; обучение экспресс-технологиям самопомощи для преодоления стрессогенных ситуаций.