Найти тему
137 подписчиков

Как мы стали цифровыми невротиками?

Алексей Вдовин специально для @urallive Всё это произошло на глазах моего поколения. Мы застали ещё древние компьютеры-«шкафы». А потом произошла безумная технологическая революция.

Алексей Вдовин специально для @urallive

Всё это произошло на глазах моего поколения. Мы застали ещё древние компьютеры-«шкафы». А потом произошла безумная технологическая революция.

Ни психологически, ни эмоционально мы не были к этому готовы. Та скорость обработки и перекачки информации, которая проходит через все наши каналы связи, является лютой и катастрофической. Мы к ней не готовы в принципе.

Даже я, взрослый дядька, встаю утром и первым делом проверяю обновления в телефоне. Понятно, что я по работе взаимодействую с заказчиками через Сеть. С другой стороны, я совершаю там множество бесполезных, ненужных действий: постоянные обновления, постоянные лайки.

Это не говоря уже о детях — у них меньше способностей к рефлексии, дети совершенно во всём этом увязли. Оторвать их на непродолжительное время от смартфона вообще невозможно. Когда всё это под рукой, на пальцах, соблазн непреодолим.

Мы вынуждены жить в этом новом мире.

Мы то и дело слышим о панических атаках и тревожности. У человека постоянное ощущение, что он чего-то не успевает, что всё проходит мимо него. Итоги могут быть разными — от неврозов, которые пачками косят людей, до смертельных исходов.

Что станет с человеком? Геймеры просто умирают за компьютером от сердечных приступов и других болезней. Обратите внимание, сколько молодых людей решаются идти к психотерапевту и начинают вправлять себе мозги.

Одновременно с этим нагрянул COVID-19. А ведь как эту панику подогревает Сеть! Я помню самые первые графики заболеваемости. Люди сразу начали за этим всем следить, регулярно обновлять.

Понятно, что нервная система и иммунитет — очень связанные вещи. Сейчас мы чуть-чуть привыкли, но в 2020 году было ощущение страха, конца света — мы все умрём! Сеть это состояние подогревала, нанося удар по иммунитету.

Какие-то вещи стали не нужны. Я пишу какой-нибудь материал и могу не вставать из-за компьютера и никому не звонить — у меня под пальцами любая информация. А лень свойственна человеку, пользователь ленив! И чем больше есть возможность сократить путь познания, тем больше он будет его сокращать.

Это страшно.

Мы разучиваемся думать, мы разучиваемся рефлексировать. Мы лишь взаимодействуем на кончиках пальцев, и мозг свой не утруждаем, что очень плохо. Наши нейронные связи перестают работать так, как должны.

Но мы живём здесь, в России, в мире традиционных ценностей. Понятно, что на них уже давно идёт определённое давление. Но я как-то более оптимистично настроен. Мы воспитываем своих детей и сами воздействуем на мир. Я за Россию не то чтобы спокоен, но тревожности у меня здесь меньше, чем за весь мир.

Что делать?

Я думаю, что нужно всё-таки следить за собой. Что прежде всего помогает справляться со страхом и тревожностью? Рефлексия. Когда мы начинаем осознанно думать о проблеме, то это первый шаг к выздоровлению. Если я отдаю себе в этом отчёт, понимаю, что в этом мире живу,

Есть замечательная опция в телефоне — «Режим самолёта». Вполне достаточно усилием воли в десять вечера выставлять телефон в этот режим, и пусть этот кирпич лежит рядом. Нужно отдыхать хотя бы какое-то время вечером и рано утром от Сети.

Я ещё ухожу в лес, в такие места, где телефонной связи просто нет. Для меня очень важно взаимодействовать с природой. У многих из нас есть возможность съездить в сад и заняться сельхозработами — длинный монотонный труд очищает мозг, позволяет выключиться из процесса. Всё что угодно, лишь бы прийти к живым коммуникациями.

А ещё я спросил своего ребёнка: а как вы сейчас знакомитесь? Оказалось, что последние пару лет знакомиться через Сеть стало стрёмным. Это я раньше говорил, что у меня нет телевизора, и был в тренде. Сейчас модно утверждать: «Нет, у меня нет «Фейсбука»*!».

Уверяю: если нас какое-то время не будет в Сети, мир от этого не рухнет. Бывает, уезжаешь в командировку на 3-4 дня, трясёшься, как бы чего не произошло, а потом возвращаешься — и всё нормально. Оказывается, можно и без этого прожить.

*принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ/v846020320/145ced/a7Rou2GhZfg.jpg?size=1200x1024&quality=96&sign=4045358d1948863e6fb18f35869de728&type=album) специально для @urallive

Всё это произошло на глазах моего поколения. Мы застали ещё древние компьютеры-«шкафы». А потом произошла безумная технологическая революция.

Ни психологически, ни эмоционально мы не были к этому готовы. Та скорость обработки и перекачки информации, которая проходит через все наши каналы связи, является лютой и катастрофической. Мы к ней не готовы в принципе.

Даже я, взрослый дядька, встаю утром и первым делом проверяю обновления в телефоне. Понятно, что я по работе взаимодействую с заказчиками через Сеть. С другой стороны, я совершаю там множество бесполезных, ненужных действий: постоянные обновления, постоянные лайки.

Это не говоря уже о детях: у них меньше способностей к рефлексии, дети совершенно во всём этом увязли. Оторвать их на непродолжительное время от смартфона вообще невозможно. Когда всё это под рукой, на пальцах, соблазн непреодолим.

Мы вынуждены жить в этом новом мире.

Мы то и дело слышим о панических атаках и тревожности. У человека постоянное ощущение, что он чего-то не успевает, что всё проходит мимо него. Итоги могут быть разными — от неврозов, которые пачками косят людей, до смертельных исходов.

Что станет с человеком? Геймеры просто умирают за компьютером от сердечных приступов и других болезней. Обратите внимание, сколько молодых людей решаются идти к психотерапевту и начинают вправлять себе мозги.

Одновременно с этим нагрянул COVID-19. А ведь как эту панику подогревает Сеть! Я помню самые первые графики заболеваемости. Люди сразу начали за этим всем следить, регулярно обновлять.

Понятно, что нервная система и иммунитет — очень связанные вещи. Сейчас мы чуть-чуть привыкли, но в 2020 году было ощущение страха, конца света — мы все умрём! Сеть это состояние подогревала, нанося удар по иммунитету.

Какие-то вещи стали не нужны. Я пишу какой-нибудь материал и могу не вставать из-за компьютера и никому не звонить — у меня под пальцами любая информация. А лень свойственна человеку, пользователь ленив! И чем больше есть возможность сократить путь познания, тем больше он будет его сокращать.

Это страшно.

Мы разучиваемся думать, мы разучиваемся рефлексировать. Мы лишь взаимодействуем на кончиках пальцев, и мозг свой не утруждаем, что очень плохо. Наши нейронные связи перестают работать так как должны.

Но мы живём здесь, в России, в мире традиционных ценностей. Понятно, что на них уже давно идёт определённое давление. Но я как-то более оптимистично настроен. Мы воспитываем своих детей и сами воздействуем на мир. Я за Россию не то чтобы спокоен, но тревожности у меня здесь меньше, чем за весь мир.

Что делать?

Я думаю, что нужно всё-таки следить за собой. Что прежде всего помогает справляться со страхом и тревожностью? Рефлексия. Когда мы начинаем осознанно думать о проблеме, то это первый шаг к выздоровлению. Если я отдаю себе в этом отчёт, понимаю, что в этом мире живу,

Есть замечательная опция в телефоне — «Режим самолёта». Вполне достаточно усилием воли в десять вечера выставлять телефон в этот режим, и пусть этот кирпич лежит рядом. Нужно отдыхать хотя бы какое-то время вечером и рано утром от Сети.

Я ещё ухожу в лес, в такие места, где телефонной связи просто нет. Для меня очень важно взаимодействовать с природой. У многих из нас есть возможность съездить в сад и заниматься сельхозработами — длинный монотонный труд очищает мозг, позволяет выключиться из процесса. Всё что угодно, лишь бы прийти к живым коммуникациями.

А ещё я спросил своего ребёнка — а как вы сейчас знакомитесь? Оказалось, что последние пару лет знакомиться через сеть стало стрёмным. Это я раньше говорил, что у меня нет телевизора, и был в тренде. Сейчас модно утверждать: «Нет, у меня нет Фейсбука!».

Уверяю: если нас какое-то время не будет в сети, мир от этого не рухнет. Бывает, уезжаешь в командировку на 3-4 дня, трясёшься, как бы чего не произошло, а потом возвращаешься — и всё нормально. Оказывается, можно и без этого прожить.

Читайте колонку Андрея Санникова. Настоящие 90-е. Дюша и его великая книга

Читайте колонку Евгения Фатеева. О самокатах и шеринг-экономике

@urallive