Найти тему

Бюджет не дает причин для беспокойства [март 2024]

Оглавление

Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за март 2024 год. Вышли цифры за февраль от Росказны. Пока нет повода расстраиваться.

Изображение сгенерировала нейросеть Kandinsky.
Изображение сгенерировала нейросеть Kandinsky.

Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Статистика по доходам бюджета

Доходы за март: 3,7 трлн руб., обогнали октябрь и декабрь 2023 года. Доходы с начала года: 8,7 трлн руб. в сравнении с 5,7 трлн руб. в 1 квартале 2023 года. Выглядит неплохим старт 2024 года.

Выполняется план по доходам 35,1 трлн руб. на 2024 год, если бюджет получит в среднем 2,9 трлн руб./месяц до конца года. Можем превысить план без стрессов и с повышением налогов.

Доходы федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы марта: 1,3 трлн руб. в сравнении с 946 млрд руб. в феврале. Поступил налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД, за 4 квартал 2023 года: 587,5 млрд руб. Придет близкая сумма в апреле за 1 квартал 2024 года. Остается высокой доля нефтегазовых доходов в марте: 35% при плане по году 33%. Нелогично игнорировать этот факт: бюджет зависит на треть от нефтегазовых доходов. Нефтяники платят налог на прибыль, оплачивают услуги и работы подрядчикам, закупают технику и материалы: эффективная доля может быть выше.

Годовой план по нефтегазовым доходам 11,5 трлн руб. выполняется при средних поступлениях 953 млрд руб./месяц за оставшиеся 9 месяцев с учетом ежеквартального НДД.

Нефтегазовые доходы.
Нефтегазовые доходы.

Увеличился до 1,5 трлн руб. НДС по итогам марта в сравнении с 953 млрд руб. в феврале, пик выплат приходится на конец квартала. Цифра выше уровня декабря 2023 года. Результат с начала года: 3,4 трлн руб., что больше 2,7 трлн руб. в 1 квартале 2023 года.

Держится высокая динамика внутреннего НДС по данным Росказны за январь-февраль, восстанавливается импортный НДС.

Бюджет планирует собрать 12,5 трлн руб. НДС в 2024 году. Необходимо получать 1 трлн руб./месяц за оставшийся период, чтобы уложиться в план. Есть вероятность превысить порог, если не сократится спрос.

Не показывает данные по налогу на прибыль Минфин. Дала 2 цифры Росказна: 106 млрд руб. за январь и 161 млрд руб. за февраль. Средний показатель 4 квартала 2023 года: 177 млрд руб. Выглядит слабее динамика начала года.

Ненефтегазовые доходы и дефицит

Выплаты НДС поддержали ненефтегазовые доходы в конце квартала. Мартовская цифра ненефтегаза: 2,4 трлн руб., ниже декабрьского уровня. Затухает импульс конца 2023 года.

Сократился дефицит бюджета с начала года: 0,6 трлн руб. в марте против 1,1 трлн руб. в феврале. Показал профицит 0,5 трлн руб. март. Обновил статистику по данным Росказны.

Нетто-привлечение ОФЗ за январь-март: 0,4 трлн руб., близко к значению дефицита 1 квартала.

Итоги

Не видно проблем с исполнением бюджета: дорогая нефть и слабый рубль увеличили нефтегазовые поступления, стабилен ненефтегаз. Могут оказаться выше плана результаты по году, если не произойдет неожиданных событий.

Минфин осторожно увеличивает плановые расходы: 37,3 трлн руб. против первоначального плана 36,7 трлн руб. Добавили только 0,6 трлн руб.

Бюджет показывает неплохие результаты. Остается высоким запас ликвидной части Фонда национального благосостояния, ФНБ: 5,1 трлн руб. Поддержит доходы рост налогов. Не спешит укрепляться рубль, что увеличивает запас прочности при высокой цене нефти.

Задумался о масштабе черных лебедей, которые существенно отразятся на бюджете:

  • Лишит доходов на 2,2 трлн руб. от годового плана возврат Brent к $60 с апреля до конца года при постоянном курсе рубля. Выглядит как маловероятный сценарий. Каждый месяц порог будет снижаться: поступают налоги от дорогой нефти
  • Уменьшит доходы на 1,8 трлн руб. падение поступлений по НДС на 20% при замедление экономики и потребительского спроса. Сигналов к такому развитию событий пока не видно, госрасходы поддерживают траты

Не выглядят значительными обе цифры: закроют брешь 5,1 трлн руб. ликвидной части ФНБ. Не отношу рост расходов к черным лебедям, если Минфин продолжит действовать аккуратно. Выглядит уверенно бюджет в начале 2 квартала. Посмотрим, справится ли Минфин дальше.

При частичном или полном цитировании ссылка на источник обязательна.