19,9K подписчиков

"Пожирающий" и "удушающий" родитель

656 прочитали
Николай (вымышленное имя) - художник. Уже много лет он ничего не писал, но его былую работу взяли на выставку, и у него поднялась тревога.

Николай (вымышленное имя) - художник. Уже много лет он ничего не писал, но его былую работу взяли на выставку, и у него поднялась тревога. Он никому не сказал о своем успехе и понял, что живет в некой тайне. По его мнению, его успех – это чужой неуспех. Если он смог, значит, кто-то не сможет. Как будто он обкрадывает других. А почему он всегда так чувствовал?

Родитель, лишенный своего детства или находящийся в режиме выживания, но осознающий потерю молодости, несбывшиеся мечты и надвигающуюся смерть, склонен к проживанию своей жизни через потомков. Его дети НЕ могут НЕ вступить в тайный сговор с этим и не позволить быть использованными.

Мать Николая требовала заботы и обратить внимание на себя - означало вступить в противоборство с мамой. В итоге часто в таких случаях дети в подростковом возрасте уходят с гневом и неприязнью. А способом компенсации Николая стало депрессивное состояние.

Он взрастил в себе депрессию, чтобы не иметь сил сопротивляться маме. Вот и крутился волчком перед нею, а она после долгого молчания оттаивала, и они становились едины в реализации ее общих потребностей.

Пожирающий родитель чувствует свою жизнь опосредованно через дитя. Обычно такой родитель не имеет иных близких отношений. Причем отношения могут быть, а вот близости в них нет. Возможно, когда-то ему нанесли травму, и он закрылся от близости. Подобный образ жизни рано или поздно приводит к социальной изоляции, которая только ухудшает положение.

Однако чисто внешне такого родителя сложно разглядеть, потому что он в обществе, как правило, неплохо устаивается. Он общителен, эффектен, не агрессивен и обаятелен. Ему нужно собирать вокруг себя «заблудшие души», чтобы отвести взгляд от собственной ущербности.

Пожирающий родитель может подвергнуть лишению прав как сына, так и дочь. Он как будто говорит: «Ты бессилен, ты не можешь стать кем-то, ты принадлежишь мне». И использует своих детей как нарциссическое расширение, т.е. как расширение своего Эго и как опору для собственной уверенности.

Но осознание, что в твоей жизни смысла больше нет – болезненное. Чтобы с ним не соприкасаться, пожирающий родитель доводит своего ребенка до совершенства, одновременно обезличивая его.

Детская потребность быть в центре внимания воспринимается родителем как акт узурпации. Обособленность воспринимается как нападение. Обвинение в предательстве слышно в каждом поступке ребенка.

Одновременно ребенку предоставляются самые лучшие возможности и неограниченное количество репетиторов, но родитель никогда не остается удовлетворенным полностью. Не обязательно это будет гонка за оценками или гнобление своего ребенка за неудачи, в лучшем случае это может быть позиция «никогда не останавливаться и не передыхать».

Повторюсь, в большинстве случаев ребенок принимает правила игры, потому что его нарциссическое Эго раздувается наряду с родительским. И такие дети вправду могут далеко пойти.

Но даже и это не способно оградить родителя от страхов. Чем больше он пытается сохранить свою идентичность, сведя на нет индивидуальность ребенка, тем больше ощущает небезопасность.

В таком родителе много вины, ведь он признает необходимость ребенка для себя и одновременно свое разрушающее влияние. Поэтому периоды пожирания могут существовать наравне с хорошими.

Часто печальным воплощением такого родителя является свекровь. У нее много агрессии к решившему жениться сыну, но позволить себе ее выражать она не может, иначе сын уйдет к другой. Поэтому все тычки достаются невестке. И в таком случае, как бы девушка ни старалась, она не получит благословения, потому что проблема не в ее отношениях со свекровью, а является проекцией отношений к сыну.

Не стоит думать, что сыночек не чувствует материнское охлаждение. Он чувствует, и либо готов его выносить, либо станет подыгрывать своей матери, валя все проблемы на жену.

При наихудшем варианте развития событий сын может получить возможность жениться только в случае, если заранее выберет себе женщину, которой может понукать его мать. Так, если он будет жаловаться матери на свою жену, то удовольствие получат оба.

Иногда, искреннее влюбившись, мужчина рано или поздно возвращается к старому сценарию взаимодействия с мамой. И, если к этому моменту мать и жена не помирились, то любовь к супруге улетает быстро. Мужчина даже может обесценивать все время супружества, не понимать, как он мог жениться и т.д.

А ответ прост: гнев пожирающего родителя заканчивается, когда попытки ребенка жить свою жизнь терпят фиаско.

Однако несмотря на такое ужасающее название, пожирающий родитель может быть на каких-то этапах нужен ребенку.

Здесь главный механизм в том, что из себя представляет второй родитель. Потому что пожирание ресурсов ребенка – это не только способ дать ресурсы себе, но еще и защита ребенка от второго родителя.

Пожирающий родитель ест ресурсы своего чада, чтобы второму не досталось. Т.е. у родителей ребенка обязательно будет явный или скрытый конфликт. Мать может не принимать религию мужа, или его родителей, или даже то, как он влияет на ребенка. Вот она и старается обрядить ребенка собой, чтобы оградить его.

Почему она сама не восстанет в открытую? Возможно, потому что боится открытого конфликта, остаться без поддержки или даже того, что отец покинет своих детей.

Поэтому она обволакивает ребенка собой. «Пожирающий эффект» в этом взаимодействии получается от несчастности самой матери. Если у ребенка энергии много, а матери мало, впитывание ее матерью зачастую получается само, ведь она так контролирует ребенка.

Однако если мать вполне довольна своей жизнью, то она становится, скорее, удушающей матерью. Отличие удушающего родителя от пожирающего в том, что в первом случае нет посягательств на ресурсы ребенка, его жестко контролируют, чтобы он не делал того, что в родительском понимании классифицируется как ошибка. Во втором случае родитель и оберегает от ошибок, и лишает ребенка сил на их совершение.

Может ли отец быть удушающим или пожирающим? Может. При тех же самых условиях. Но обычно это мать, ведь именно она занимается воспитанием и проводит с ребенком больше времени. А также в силу социальных условий, в которые поставлены женщины. Так что подведем итог, используя конкретное «мать».

Для дальнейшей жизни детей в таких семьях важно не только влияние матери, сколько еще и:

- Что представляет собой отец, насколько он доминантен. Чем авторитарнее отец, тем поглотительнее мать.

- Энергии самого ребенка и способности его питать мать. Известно, что обычно поглощают того, кто наиболее похож на родителя. Или того, кто больше времени проводит с пожирающим родителем. Задатки ребенка становятся пунктами родительского плана достижений. Чем разностороннее ребенок – тем больше вариантов для контроля над ним.

- Насколько мать способна получать удовольствие от жизни. Если она безрадостна, то мы можем посмотреть фильм «Джокер», чтобы увидеть перспективу. Но если мать самодостаточная – она не только отнимает ресурс, но и дает ресурс. Тогда ребенок становится частью тела матери.

Так что личная жизнь ребенка в семье, где есть пожирающий родитель, всегда будет разухабистая, а вот его карьера и профессия могут взлетать очень высоко.

Даже в самых лучших обстоятельствах он будет невротичным, поскольку вместе с двойной порцией ресурсов от родителя он всегда будет получать двойную порцию ответственности, которую ни один человек не может вынести. Но либо будет безвольным дополнением для своей матери, либо ярким и денежным деятелем любой профессиональной сферы.

Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.

Подборки всех статей по тематикам:

Отношения в паре

Боль, утрата

Работа с чувствами (кроме боли)

Самоуважение и ценность себя

Мотивация и энергия для жизни

Границы как профилактика токсичности

Детско-родительское

Психологическая травма

Психология взрослости

Особенности психотерапии