После шахты я работал в ведомственной автобазе на УАЗике и три раза в неделю ездил в Горную Шорию – в смежные предприятия отвозил документы. Изредка со мной ездили работники металлургического комбината по производственным делам. Однажды со мной поехала женщина из экономического отдела. В дороге разговорились и она с печалью в глазах рассказала про своего сына.
Конец 90-х. В стране бардак, рабочие правдами и неправдами выживали как могли, потому что зарплату задерживали по несколько месяцев. Кинут крохи и живи на них как хошь. Признаюсь честно, я калымил практически каждый день – утром в часы пик, когда люди спешат на работу, и вечером, когда из Новосибирска приезжали с товаром «челноки» и их нужно было развести по домам с огромными баулами и клетчатыми сумками.
Моя пассажирка со своим мужем финансовых проблем не имели – оба работали в конторе на высоких должностях, им зарплата выплачивалась своевременно и в полном объёме. К тому же, зарплаты у них были значительно выше, чем у простых работяг. В общем, в отличие от рабочих они были в шоколаде, хотя рабочие тоже были в «шоколадном» цвете, но отнюдь не в шоколаде.
По своим связям (к тому же, доходы вполне позволяли) пристроили пассажирка с мужем своего сына за границу учиться. И укатил (улетел) он в Америку! С английским у него в школе всё было отлично (видимо, родители заранее его готовили), поэтому языковой барьер как таковой отсутствовал. Быстро влился в коллектив, завёл новых друзей. За парня остаётся только порадоваться!
После года обучения приехал он на каникулы в родные края. По случаю встречи родители организовали дома шикарный стол, позвали родственников и друзей детства, с которыми сын рос. Вечер удался на славу – в традициях нашей души русской. Да и сын не промах – он же русский! – привёз из Соединённых Штатов много сувенирчиков на память. И пока он находился на родной земле, родители его видели, когда он приходил поспать, всё остальное время пропадал с друзьями.
Прошёл ещё один год, сын вновь приезжает к родителям. Мать с отцом вновь хотели накрыть большой стол, но сын запротестовал, заявив, что для встречи хватит и небольшого. Родители в недоумении:
– Ну как же? Надо, чтобы всем места хватило!
Сын заявляет:
– Позову двух-трёх самых близких друзей, посидим немного и этого будет достаточно.
Надо отметить, что на этот раз подарков «made in USA» от студента американского ВУЗа было гораздо меньше, чем в прошлом году. Жизнь в Соединённых Штатах значительно изменила его, подкорректировала внутренний мир парня. Некогда щедрая душа померкла, стала более холодной и прижиместее. Теперь он уже не пропадал днями напролёт с друзьями, всё больше дома находился.
Миновал третий год, студент вновь приезжает к родителям на каникулы. Теперь американского в нём было больше, чем русского. На предложение накрыть стол он спросил:
– Зачем? У вас денег лишних много?
Родители в крайнем изумлении:
– Да причём здесь деньги? Принято у нас стол накрывать по случаю приезда.
Сын холодно отвечает:
– Неправильно вы жили, неправильно живёте и сейчас. Деньги надо с умом тратить на себя, а не на кого попало.
У родителей челюсти отвисли:
– Друзья твои – это не кто попало. Вы же росли вместе, играли вместе, в школу ходили вместе. Сыночка, так нельзя.
Но сын стоял на своём:
– В кафешке посижу с ним немного и хватит. А дома хлопоты не нужны – готовить для них, потом после них посуду мыть. Рациональнее надо жить.
Мама махнула рукой:
– Делай как знаешь.
Не было домашнего стола, не было подарков. С самыми близкими друзьями полчаса посидели в кафешке, на том и разошлись. Похоже, что после этого близкие друзья перестали быть близкими, да и друзьями тоже быть перестали. Да – вместе росли, вместе играли, вместе в школу ходили. Но теперь это в прошлом.
Поехали отдохнуть на озеро. Путь не близкий, но давно мечтали и вот всё-таки решились. Загрузили в багажник вещи, сели в авто и двинулись в путь. Сын достал блокнотик, что-то в нём записывает. Заехали на заправку – записывает, остановились у придорожного кафе перекусить – опять записывает; жарко, купили мороженое – сын снова записал, достал калькулятор, посчитал и говорит:
– Вы тратите много денег, дорога обходится слишком дорого. Дальше едем без остановок до пункта назначения, иначе в бюджете будет перерасход. А нам ещё в доме отдыха жить и назад возвращаться!
Вместо запланированной недели отдыха домой свинтили через три дня. Сын везде и всюду ходил со своим блокнотом и капал на мозги своей экономией. Отец в сердцах воскликнул:
– Или убери свой блокнот, или я сейчас вырву его из твоих рук и порву к чёртовой матери! Экономить будешь у себя в Америке, а мы в своей России будем тратить столько, сколько захотим.
Сын заявил:
– Вот поэтому в России честным путём в миллионеры никто не выбивается. Тратите деньги налево и направо, экономить не умеете.
Отец парировал:
– Деньги на то и зарабатываются, чтобы их тратить, а не под кроватью пачками складывать.
Сын опять со своей идеологией:
– Деньги должны работать, а не лежать мёртвым грузом.
Мама вступила в разговор:
– Мы тратим деньги, вот они и работают на нас. Мёртвым грузом не лежат. Ну, есть на «чёрный день» какая-то сумма, а остальные деньги работают.
Сын отрицает:
– Потраченные деньги – это минус из бюджета. А должны приносить прибыль...
Мама резко оборвала:
– Нам на жизнь хватает, лишнего не надо!
Настроения отдыхать на озере уже не было и досрочно выехали обратно домой. Впрочем, сын у родителей тоже надолго не задержался. Во всяком случае, был гораздо меньше нежели в прошлые годы.
В заключение моя пассажирка тоскливо сказала:
– Вот сын он мне, кровинушка родная. А я дни считала, когда же он наконец уедет в Америку. Американизировался он, вытравилась в нём русская душа. Каждую копейку считает – сколько и на что потрачено, выгодная трата денег или напрасная. Я сама по образованию экономист, но чтобы так свихнуться мозгами – нет, не надо.
В размышлениях говорю:
– На следующий год ваш сын станет ещё более американизированным.
Пассажирка вздохнула:
– Хотели дать ему лучшее образование, а в итоге потеряли сына. И знаете, не по-матерински будет сказано, – не хочу я, чтобы он снова приезжал. Менталитет у нас разный. По Интернету общаемся, этого достаточно. Очень сильно повлияла на него Америка, чужим он стал для нас. Не по нашему это, не по нашему...
Из круга знакомых знаю девушку (сейчас уже женщина в солидном возрасте), которая адаптировалась к европейскому образу жизни. Но это уже совсем другая история.