На днях, просматривая, сохраненную подборку книг на Pinterest я обнаружила, что умный ИИ начал то и дело подсовывать мне разнообразные фильмы, в основном фильмы довольно любопытные и не новые, сейчас так принято говорить о фильмах 2014-2017 годов.
Вчера, 07 апреля 2024 года мы уселись смотреть фильм Бруклин (2015 года), снятый по одноименному роману Колма Тойбина. Спойлер - посмотрев фильм, я в течение часа заказала книгу, так как повсюду начиталась, как водится, фильм сильно проигрывает роману: не передает характер главной героини, опускает важные моменты, связанные с религией (хотя, вот тут, я, пожалуй не расстроилась, так как являюсь уверенным агностиком!) и мало уделяет внимание эмиграции, хотя это, фундамент, на котором основывается данное произведение.
Режиссер, сюжет и мои впечатления... (ОСТОРОЖНО ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ!)
Как только я увидела «теплую картинку», сразу вспомнила фильмы Вуди Аллена, только давайте уточним, я говорю о более поздних фильмах, точно не про Энни Холл, а про Полночь в Париже, Светская жизнь или Дождливый день в Нью-Йорке.
Режиссером фильма Бруклин является Джон Краули и тут я сразу поняла, что где-то уже с его творчеством встречалась. Интернет спас мою несовершенную память (ну в моем то возрасте, 35 лет как никак!). Послужным списком я впечатлилась... Джон Краули был одним из режиссеров сериала Настоящий детектив (я смотрела первый сезон, в главных ролях были Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсон – тяжелый фильм с гнетущей атмосферой!), также он принимал участие в создании сериала Черное зеркало - этот сериал был для меня открытием, так как каждая серия – это, по сути, отдельный фильм с длительным послевкусием мыслительных противоречий.
Ниже я перечислю фильмы и сериалы Джона Краули, которые прошли мимо меня, если Вы смотрели, что-то из списка, прошу Вас, напишите в комментариях, что Вас покорило. Итак:
- Фильм Щегол (2019 года) - основан на одноимённом романе американской писательницы Донны Тартт, получившей за него Пулитцеровскую премию. Для фильма была сделана довольно впечатляющая копия картины «Щегол» кисти Карела Фабрициуса. Большинство сцен, местом действия которых был Лас-Вегас, на самом деле снимались на окраинах Альбукерке (привет фанатам, Во все тяжкие)
- Сериал Жизнь после жизни (2022 года) - интригующий сюжет, судя по описаниям, с довольно высокими рейтингами - удивительная история женщины, которая, по мере своего взросления, погибает в разных ситуациях, но всякий раз рождается вновь.
- Фильм Мальчик А (2017 года) - согласно отзывам, фильм является своего рода визитной карточкой Джона Краули. История парня, который вышел из тюрьмы, где провёл 14 лет - большую часть своей жизни, о том, как он адаптируется к свободной жизни.
- Фильм Разрыв (2003 год) – странно, как я могла пропустить фильм, в котором играет Киллиан Мерфи (хотя, что уж там, может я всего лишь ярая фанатка серила Острые козырьки).
А сейчас давайте вернемся к сюжету фильма Бруклин:
С первых минут фильма Вы погружаетесь в атмосферу скучного маленького, ирландского городка Эннискорти (кстати, это родной город самого Колма Тойбина), Главная героиня, молодая барышня Эйлиш Лейси живет с мамой и сестрой Роуз, которая работает бухгалтером. Эйлиш работает в маленьком магазине, его хозяйка, мерзкая сплетница мисс Кейли, характер которой читается с первых минут фильма, по следующему диалогу:
— Можно с вами поговорить? - говорит Эйлиш
— Нет, если этот разговор так или иначе причинит мне хлопоты. - отвечает мисс Кейли.
Роуз написала письмо знакомому священнику Фладу, переехавшему в США, с просьбой помочь сестре, и в 1951 году он пригласил Эйлиш переехать в Нью-Йорк.
Во время поездки на корабле Эйлиш знакомится с девушкой, жительницей Нью-Йорка, она дает нашей героине советы и собирает ей стильный образ.
Эйлиш поселяется в Бруклине, у пожилой миссис Киоу, где знакомится с соседками, молодыми ирландками и работает в дорогом универсальном магазине, продавщицей. На первый взгляд, особенно современному зрителю, не совсем понятно, что может волновать молодую героиню - ведь согласитесь, стартовые условия весьма недурны... Однако, антагонистом произведения, я по праву считаю то, внутреннее одиночество, которое испытывают люди, покинувшие родной дом. Да, многие могут сказать мне, что ее никто не заставлял уезжать из родного города, она поехала в поисках лучшей жизни - я думаю иначе. Вдалеке от родных мест всегда крайне тяжело, но еще тяжелее быть вдалеке от людей, которых любишь. Человеческое общество может наскучить и честно, в какой-то момент времени, уже начать раздражать, но общество близких людей, которые поддерживают, вдохновляют и мотивируют, помогают изменить вашу жизнь к лучшему, даже тогда, когда вы сами не верите в перемены - надоесть не способно. Человеку нужен человек, но что, как не иммиграция может по-настоящему научить разбираться в людях.
Эйлиш получает письма от любимой сестры и еще больше погружается в тоску по дому. Начальница, мисс Фортини просит относиться к покупателям магазина как к друзьям и вести с ними светские беседы, но у Эйлиш нет на это сил - ее внутренние переживания словно мрачные тучи, застилающие собой яркие солнечные лучи.
На помощь Эйлиш приходит священник Флад, который говорит:
Тоска по дому — это болезнь. Делает тебя несчастным, а потом переходит к другому.
Священник отправляет Эйлиш на курсы счетоводства, я думаю по большей части, чтобы занять ее делом и отвлечь от грустных мыслей.
На рождество Эйлиш вызвалась помогать на благотворительном ужине, устроенном для бедных соплеменников-ирландцев, переехавших, когда-то в Америку. Момент, когда один из них начал петь старинную ирландскую песню, а остальные ему подпевать настолько сильно меня зацепил, что я, не сдержавшись, решила тихо всплакнуть. Возможно, Вам не понятны слова песни, но Вы погружаетесь в мир человеческих чувств и взаимоотношений, тепла, доброты и уюта и тут, даже я решила поддаться и ослабить свои эмоциональные струны.
Кроме работы и учебы главная героиня успевает ходить на танцы, где встречает очаровательного итальянца Тони Фьорелло.
Не буду вам рассказывать все подробности, как развиваются их взаимоотношения - могу упомянуть лишь момент, который заставлял меня каждый раз улыбаться. Тони так потрясающе смущался, когда Эйлиш отвечала на его знаки внимания и это меня безумно очаровывало, позже я поймала себя на мысли, что на это делают акцент все реже и реже в современном кинематографе. По сути, фильмы последних лет возвели все в статус абсолюта типаж - парень либо гей, либо альфа-самец, которому чужды человеческие чувства, а если девушка взаимностью не ответила, ну так в чем проблема - найдет другую, что девок мало. Тони, не просто важный персонаж, он главная опора для нашей героини, именно благодаря встречи с ним, жизнь Эйлиш в Нью-Йорке становится другой, более душевной и человеческой. Чего стоит одна встреча девушки с родственниками Тони (не расскажу, смотрите сами!).
Самое ценное для меня, что сюжет не утопает в скандалах, ссорах, не погружает нас в мир мыльных опер, где все кричат друг на друга - потом страстно мирятся или часами страдают или обсуждают действия нерадивых соседей. Фильм раскрывает чувства между героями, но делает это эстетично, сдержано, мило и что самое потрясающе скромно, не напоказ...
И вот, казалось бы, все потрясающе Эйлиш встречается с милым парнем, живет в лучшей комнате, работает на великолепной работе и с блеском окончивает курсы бухгалтеров, но сюжет резко разворачивается и демонстрирует нам безобразный лик действительности. Умирает сестра Эйлиш - Роуз. Она не хотела беспокоить своих родных и не рассказала, что уже давно борется с недугом.
Главная героиня не находит себе места в Нью-Йорке и решает съездить на месяц в родной город и поддержать маму, Тони встречает эту новость с беспокойством, его очень огорчает вынужденная разлука. Накануне отъезда Тони делает предложение Эйлиш, она конечно соглашается.
Приехав в родной город, девушка попадает в водоворот событий - все складывается так, чтобы она задумалась, остаться ли в Ирландии. Нэнси - лучшая подруга знакомит ее с весьма состоятельным молодым человеком Джимом - завидным женихом во всей округе. Джим - спокойный, сдержанный, обходительный влюбляется в Эйлиш и они проводят много времени вместе. Главная героиня устраивается на полставки бухгалтером на место, где ранее работала ее сестра Роуз. Эйлиш никому не говорит о том, что вышла замуж в другой стране. Мама уверена, что дочь останется дома – ведь все складывается так идеально.
Тони присылает Эйлиш письма из Америки, она получает их, но не читает - и именно в эту минуту у меня появилось сильное желание – выключить этот фильм, потому что действия Эйлиш мне показались такими отвратительными. Сомнения свойственны каждому человеку, но оставшись в Ирландии, разве Эйлиш не перечеркнет всю ту жизнь, которую она с таким трудом построила в Америке. Вопрос даже не в том, что она выбирает между двумя парнями (к слову, за одним из которых она замужем!) – она, как будто, выбирает мир, в котором чувствует себя на своем месте. Вот именно здесь скрыта дилемма, которая заставляет зрителя усомниться во всем, что было до этого и поставить под вопрос чувства Эйлиш к Тони. Для чего он был нужен? Я уже писала выше, что он стал опорой в самый сложный период жизни главной героини и именно благодаря ему она стала совершено другой, может быть тогда его миссия выполнена. В Ирландии Эйлиш останется с любящим молодым человеком, мамой, подругой, в городке, где она выросла и по которому так тосковала...
Я не хочу писать о выборе, который сделала Эйлиш я лишь скажу, что я его всецело разделяю и как доказательство этому, я в конце фильма опять решила тихонько пореветь. Нет ну давайте сойдемся на том, что это у меня был такой сентиментальный вечерок...
Итоги я подводить не люблю, но домашнее задание оставлю - все в "Ритусин кинозал", смотрим фильм Бруклин или читаем книгу и возвращаемся с комментариями...