Рассказываем про школу, в которой мечтает учиться каждый юный анархист.
С 19 декабря 2023 года в российских школах запретили использовать телефоны во время уроков, что приветствовали родители с учителями. А ученики вполне закономерно возмутились. Образовательные учреждения, как известно, должны воспитывать в ребенке не только тягу к знаниям, но и дисциплину, силу воли и самостоятельность, без которых во взрослой жизни делать нечего. Потому и в запрете смартфонов, казалось бы, нет ничего плохого, несмотря на то, что это ограничивает свободу учеников. Но есть одна школа, в которой ученикам позволено очень многое: в ней нет оценок, обязательных экзаменов, посещение уроков носит необязательный характер, а взрослые и дети равны в правах. Но способна ли она подготовить ко взрослой жизни?
В статье расскажем:
- О том, как возник Саммерхилл и почему потомственный преподаватель решил дать детям полную свободу;
- В чем суть педагогического подхода Саммерхилла;
- Работала ли его система;
- Как можно использовать опыт школы в воспитании подростков.
Как появился Саммерхилл
Основателем школы является Александр Нилл – преподаватель и автор педагогических трудов родом из Шотландии. Родители Александра, что примечательно, тоже были учителями. Дело было в конце XIX-го века: в Великобритании тогда господствовала викторианская система образования, которая характеризовалась такими «прелестями», как строгая дисциплина, телесные наказания, «колпаки тупицы» и переписывание одного предложения десятки раз подряд.
Нилл рос в многодетной семье, был отлично знаком с недостатками консервативного педагогического подхода, которые имели место не только в Соединенном Королевстве, но и во всей Европе. Он некоторое время работал учителем в родном Форфаре, затем получил ученую степень в Эдинбургском университете, после чего занял кресло директора школы в одной из множества шотландских деревушек. Испытав на себе все недостатки консервативного подхода к образованию в качестве ученика и учителя, в 1921 году педагог покидает Великобританию, чтобы создать образовательное учреждение нового образца в Германии неподалеку от Дрездена. Эта попытка не увенчалась успехом, и учреждение переехало в соседнюю Австрию. Там Александр тоже не задержался: местные жители восприняли идею педагога в штыки, школа переехала в южную Англию, в городок Лайм-Реджис в 1923 году. Что было дальше? Правильно – еще один переезд, на этот раз окончательный: Нилл обосновался в городке Лейстон, школа находится там и по сей день.
Первыми учениками Нилла были хулиганы, беспризорники, без пяти минут юные преступники. Их число было невелико: вплоть до 50-х годов XX-го века там находилось не более 25 учеников.
В чем суть педагогического подхода А. Нилла
Молодость педагога пришлась на эпоху расцвета прогрессивных школ в Германии, где он успел поработать и ознакомиться с идеями немецких коллег. Эти образовательные учреждения характеризовались самоуправлением, самостоятельным обучением, воспитанием в атмосфере товарищества. Многие из этих идей легли в основу схемы Саммерхилла. Нилл первое время разделял подобные взгляды на воспитание детей, но расходился с ними по ряду вопросов. Так, несмотря на то, что в таких школах предполагалась полная независимость учеников, в них не одобряли кино, фокстроты и табак, в чем педагог видел ограничение свободы личной жизни (да, в Саммерхилле курение не было запрещено).
Нилл изложил идею правильной системы образования в лаконичной фразе: «Свобода, но не вседозволенность». Позднее он определил свою концепцию следующим образом: «Я только сейчас осознаю абсолютную свободу моей схемы воспитания. Я вижу, что любое внешнее принуждение неправильно, что внутреннее принуждение является единственной ценностью. И если Мэри или Дэвид хотят бездельничать, безделье – это единственное, что необходимо для их личности в данный момент. Каждый момент жизни здорового ребенка – это рабочий момент. Ребенку некогда сидеть и бездельничать. Лень ненормальна, но это выздоровление, и поэтому она необходима».
Дети, обучавшиеся в Саммерхилле, действительно имеют равное положение со взрослыми – преподавателями, обслуживающим персоналом, даже директором. Учителя не имели права входить в комнаты детей без спроса, указывать, как им одеваться, заставлять их ходить на занятия или запрещать шуметь на уроках. Хорошо известно, что работа со школьниками и людьми в целом может утомлять: нередки ситуации, когда нужно работать больше положенного, например после бессонной ночи. В таком случае есть смысл попробовать растворимые энергетики от ИМБЫ: 140 тысяч клиентов выбрали его за высокое содержание кофеина (125 мг на порцию), что поможет как следует подзарядиться и доделать все важные задачи.
Свобода, впрочем, не означала безответственность: школа управлялась собранием детей и взрослых, каждый вопрос решался голосованием. Голос одного взрослого был равен голосу одного ребенка. При этом в ней был и остается целый свод правил (от 150 до 230!), который регулирует поведение учащихся и персонала, в целом его можно описать известной фразой «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».
Александр Нилл был убежден, что школьникам следует не столько учиться, сколько жить: школа не должна ничего навязывать, но создать условия для познания окружающего мира. Они включали:
- Благоприятную психологическую обстановку, создание доверительных отношений между взрослыми и детьми;
- Отсутствие принуждения: добровольный характер обучения;
- Стремление пробудить в ребятах потребность к самообразованию и самодисциплине путем создания подходящих условий: самоуправление, равноправие;
- Создание образовательной системы, в которой подросток сможет принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, нести ответственность за свои решения, поступки.
Работала ли система Саммерхилла?
И да, и нет. С одной стороны, его выпускники не сильно отличались от других школьников в плане академических успехов – общий уровень образования действительно был достаточно невысоким, хотя ситуация и менялась в лучшую сторону по мере взросления учеников. Учреждение даже собирались закрыть: в 1999 году после правительственной проверки инспекторы пришли к выводу, что школа позволяет ученикам «ошибочно принимать безделье за реализацию личной свободы». То дело, впрочем, Саммерхилл выиграл, и существует до сих пор.
С другой стороны, глупо было бы отрицать очевидные преимущества, которые продемонстрировала саммерхилльская система:
- Дети способны заниматься без внешнего принуждения. Причем в ряде случаев учились даже с бОльшим энтузиазмом, многие ученики, например, самостоятельно готовились к государственным экзаменам, стремительно осваивая образовательную программу без всякого надсмотра.
- Детское самоуправление ≠ анархия. Нилл смог доказать, что дети могут быть такими же ответственными, как и взрослые. Принятые на общем собрании правила всегда соблюдались, ученики сами контролировали их исполнение.
- Мы знаем примеры успешных выпускников Саммерхилла. Учреждение взрастило, воспитало немало известных представителей творческих профессий: писателя и иллюстратора Джона Бернингема, профессора архитектуры и художника Кита Критчлоу, иллюстратора и режиссера Сторма Торгерсона (того самого, который сделал одну из величайших музыкальных обложек для альбома «The Dark Side of the Moon» Pink Floyd). До нас также дошел пример Ангуса Даджена, который по прибытии в школу вел себя непристойно: ругался, кричал, бил окна. В момент, когда мальчик собрался разбить очередное окно, директор первым поднял камень и бросил его в стекло. После этого случая Ангус успокоился, став одним из самых прилежных учеников. Впоследствии он стал успешным музыкальным продюсером, работал с Элтоном Джоном и Дэвидом Боуи.
Какие уроки мы можем извлечь из опыта Саммерхилла?
- Дети – более ответственные и самостоятельные существа, чем кажется. Но чтобы раскрыть эти качества в полной мере, необходимо предоставить им подходящие условия. Например, если ребенок не справляется с обучением в музыкальной школе, возможно, стоит предложить ему сменить инструмент, нанять опытного, открытого педагога, что будет учить песням, которые ему нравятся. При этом стоить избегать гиперопеки, о ней подробно писали здесь.
- Дети могут учиться без внешнего контроля и принуждения. В Саммерхилле ребята могли не посещать занятия целый год. Но в итоге они почти всегда возвращались за парту с еще бОльшим энтузиазмом. Так, если подросток не хочет читать литературу на лето, то это еще не значит, что чтение неинтересно: возможно, он вернется к нему, когда «созреет».
- Самостоятельность воспитывает в детях критическое мышление, учит их нести ответственность за свои поступки, следовать определенным правилам, устанавливать их самостоятельно. К примеру, ребенок сможет понять, что завести собаку – сложное и ответственное дело, только если сам попробует гулять с ней три раза в день, кормить, вычесывать, играть и тд.
Что узнали:
- Саммерхилл основал Александр Нилл – преподаватель, не понаслышке знакомый с недостатками консервативного подхода к воспитанию детей.
- Главный принцип Саммерхилла – «Свобода, но не вседозволенность».
- Несмотря на недостатки, концепция Нилла доказала, что дети способны к самостоятельному обучению, но для этого нужны определенные условия.
- Наработки Саммерхилла можно и нужно использовать в воспитании.
⚡️А что вы думаете по насчет такой воспитательной системы? Делитесь своим мнением в комментариях⚡️