ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
1.1. Уголовная ответственность за контрабанду: историко-правовой аспект
1.2. Уголовная ответственность за контрабанду: сравнительно-правовой анализ законодательства РФ и стран Таможенного союза
Выводы к главе 1
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ИНЫМИ СОСТАВАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1. Объективные и субъективные признаки контрабанды, предусмотренные УК РФ
2.2. Проблемы вопросы совокупности и разграничения контрабанды с иными составами преступлений
Выводы к главе 2
ГЛАВА 3. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ КОНТРАБАНДЫ
3.1. Система контрабанды по УК РФ
3.2. Проблемы применения норм УК РФ, предусматривающие признаки контрабанды
Выводы к главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.
Введение
Актуальность исследования диссертации. Укрепление международных связей РФ и интенсификация ее евразийских интеграционных процессов влияют на рост количества лиц, пересекающих таможенную границу государства в различных направлениях. Несмотря на ряд дестабилизирующих явлений в современной экономике России, благодаря мерам, принимаемым руководством нашего государства, общеэкономическая ситуация является стабильной и контролируемой, объемы экспортно-импортных операций в целом увеличиваются, а по некоторым направлениям даже с положительным для страны сальдо. Однако, наряду с ростом объемов внешнеэкономических операций увеличивается и количество правонарушителей, которые, используя разницу в курсе валют и в ценах на различные товары на национальных рынках разных стран, стремятся получить незаконные доходы через совершение контрабандных посягательств.
В современных условиях контрабанда в РФ приобрела качественно новый характер и широкое распространение. Фиксируются неединичные случаи незаконного вывоза за границу разного рода товаров, драгоценных металлов, культурных и исторических ценностей, промышленного сырья и других специфических товаров и предметов. В последнее время увеличилось количество попыток вывоза из РФ через таможенную границу цветных металлов и стратегически важного сырья. В наше государства противоправно ввозятся преимущественно иностранная валюта, угнанные автомобили, оружие и наркотические средства, что, в свою очередь, влияет на рост общего уровня преступности. Стал значительным ввоз на территорию РФ товаров и продуктов питания сомнительного качества, все это дестабилизирует экономический рост государства и вредит здоровью населения. Важной задачей для российских таможенных органов является выслеживание незаконного экспорта технологий по производству ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия, особенно когда речь идет о государствах, поддерживающих международный терроризм.
Характерной особенностью контрабанды является то, что преступники быстро реагируют на изменения конъюнктуры рынка, таможенного режима и режима налогообложения, постоянно совершенствуют способы незаконного перемещения товаров и соответствующих запрещенных предметов. Контрабандная деятельность довольно часто сопряжена с такими преступлениями, как отмывание денег, уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), сбыт наркотических средств или психотропных веществ, получение или дачи взятки и т.п. УК РФ устанавливает ответственность за контрабанду
- наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1);
- алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2);
- сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1);
- наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1).
Однако на практике сложности при квалификации контрабанды возникают именно при установлении качественных характеристик предмета преступления. Сама же конструкция ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, по нашему убеждению, представляется не совсем совершенной, ей не хватает ясности относительно определения объективных признаков. Немало вопросов относительно толкования соответствующих терминов и осуществления правильной квалификации деяний не нашли своего освещения в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27.04.2017 №12 «О судебной практике по делам о контрабанде».
Важно подчеркнуть, что при криминализации контрабанды в действующем УК РФ не использован, в полной мере, международный опыт.
Обращая взгляд на уголовное законодательство большинства цивилизованных стран мира в части ответственности за контрабанду, следует отметить, что в них заданы достаточно высокие стандарты по противодействию незаконному пересечению государственной границы и таможенным правонарушениям (в частности, это было обусловлено необходимостью обеспечения безопасности общества от террористических угроз, противодействию незаконной миграции и поставкам опасных продуктов питания). Одним из основных факторов при этом стало создание более совершенного уголовного законодательства и оптимизация уголовно-правовой политики в отношении ответственности за контрабанду. К тому же, во многих иностранных государствах была переформатирована деятельность таможенных органов и система национальной безопасности. Само же уголовное законодательство ряда зарубежных стран предусматривает целые главы (разделы) норм о контрабанде, рассматривая ее в качестве посягательства на систему хозяйствования, национальную безопасность, безопасность жизнедеятельности общества, здоровья населения и т.п. В этих условий тщательное изучение таких норм непременно должно обогатить теоретическое представление о состоянии уголовно-правового противодействия контрабанде за рубежом и способствовать совершенствованию соответствующих положений УК РФ.
Степень изученности темы. Проблемы уголовной ответственности за контрабанду исследовали такие отечественные и иностранные ученые современности и прошлого: П. В. Агапов, Е. А. Азаренкова, Д. Д. Аладинская, Л. Р. Ахметова, К. И. Боков, А. В. Бриллиантов, В. А. Владимиров, М. Я. Волков, А. А. Волчкова, В. И. Гладких, А. В. Грошев, Б. М. Гутин, С. И. Дмитров, Г. Д. Долженкова, С. В. Дьяков, О. И. Евтушенко, Э. Н. Жевлаков, Т. Е. Жеребцова, А. Г. Кибальник, С. Г. Киселев, В. С. Комиссаров, Я. В. Комиссарова, Н. В. Кузнецова, В. К. Кузьменко, И. М. Кулишер, Ж. С. Лемешева, К. Н. Лодыженский, В. М. Мамонтов, Л. Ю. Мешкова, Д. М. Молчанов, А. А. Никифорова, А. И. Потяев, В. В. Радионов, А. И. Рарог, В. П. Ревина, А. С. Рубцова, С. В. Скляров, Ф. Р. Сундуров, С. Х. Р. Умаров, М. Н. Урда, А. В. Федоров, Р. Г. Хайруллина, В. С. Чижевский, А. В. Чистяков, В. А. Шестак и др.
Объект исследования – контрабанда как преступное деяние.
Предмет исследования – вопросы законодательной регламентации и квалификации контрабанды.
Целью магистерской диссертации является комплексный и системный анализ вопросов законодательной регламентации и квалификации контрабанды, как общественно опасного деяния.
К задачам исследования относится:
- исследование историко-правового аспекта уголовной ответственности за контрабанду;
- сравнительно-правовой анализ законодательства РФ и стран Таможенного союза в части уголовной ответственности за контрабанду:
- раскрытие объективных и субъективных признаков контрабанды, предусмотренных УК РФ;
- выявление проблемных вопросов совокупности и разграничения контрабанды с иными составами преступлений;
- исследование системы контрабанды по УК РФ;
- обоснование проблем применения норм УК РФ, предусматривающие признаки контрабанды.
Методологическую основу диссертации исследования составляют методы системного и структурно-функционального анализа, методы обобщения, сравнения, а также анализа нормативно-правовых источников и прогнозирования.
Эмпирическую базу исследования составляют законодательство стран-членов ЕАЭС в области противодействия контрабанде, статистические данные ФТС РФ и материалы судебной практики по делам о контрабанде.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Выявлено, что квалифицирующие признаки контрабанды: с одной стороны, имеют ограничительный характер, т.е. не отражают всех современных тенденций криминализации тех обстоятельств, которые могут отягощать ответственность за это преступление, а с другой – не являются совершенными;
2. Предложено, на основании зарубежного опыта, признать особо квалифицирующим признаком контрабанды – совершение «путем прорыва таможенной границы».
3. Обосновано, что широкие пределы санкций в ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ не соответствуют правильной оценке общественной опасности данного деяния и противоречат гуманности отправления правосудия, поскольку открывают возможность для злоупотреблений при постановлении судом приговора и могут спровоцировать судейский произвол. Большой разрыв между нижним и верхним пределом санкции приводит к тому, что контрабанда, совершенная при отягчающих обстоятельств, может быть наказана мягче, чем обычная контрабанда.
4. Предложено введение конфискации имущества, предметов контрабанды, средств и орудий совершения этого преступления.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. На основании проведенного историко-правового и сравнительно-правового анализ а уголовная ответственности за контрабанду диссертантом выявлено, что:
- пересечение таможенной границы с нарушением закона существовало с древнейших времен. Развитие норм об ответственности за контрабанду было плотно связано с развитием межгосударственных торговых отношений. Целью контрабандистов, в первую очередь, было не уплачивать налоги на товары, которые перемещались. С исторической точки зрения контрабандой признавалось прежде всего нарушение установленных законом и другими нормативно-правовыми актами правил перевозки товаров и ценностей через границу, которое скрывалось от таможенного контроля. В нормативно-правовых актах, в зависимости от перемещаемого предмета, контрабанда признавалась прежде всего преступлением против государства, порядка управления и общественной безопасности. В различные времена и в различных национальных законах контрабанда рассматривалась или как таможенное правонарушение, или как уголовно наказуемое деяние. Кое-где признавалось возможным считать преступление оконченным, несмотря на тот факт, что предметы контрабанды фактически не были перемещены через таможенную границу. Этот факт объяснялся невозможностью юрисдикционного воздействия на правонарушителя за пределами территории государства и попыткой решить проблему несоответствия термина «перемещение» и фактических действий контрабандистов;
- страны-участницы ЕАЭС стоят в начале пути унификации уголовного законодательства в части ответственности за таможенные преступления, а отличий в их уголовных кодексах больше, чем схожих положений. Единая таможенная территория, таможенная граница, правила перемещения товаров и другие унифицированные регламенты экономического интеграционного сотрудничества не должны допускать разночтений в уголовной ответственности за их нарушение, ибо такие разночтения чреваты серьезными рисками поражения прав личности: как потерпевшей от преступления, так и преступившей уголовный закон. Нам представляется, что оптимальное решение изложенных проблем может быть найдено в рамках модели интеграционного уголовного права как составной части интеграционного права ЕАЭС.
2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды и ее соотношение с иными составами преступлений позволила диссертанту выявить, что:
- объективная сторона контрабанды определяется тем, что диспозиции ч. 1 ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ являются бланкетными, ведь их содержание определяется не только нормами, но и законами и подзаконными актами других отраслей права. Уголовная ответственность за контрабанду наступает тогда, когда речь идет о «перемещении» товаров в крупных размерах и соответствующих предметов через таможенную границу вне таможенным контролем либо с сокрытием от таможенного контроля;
- обязательным признаком объективной стороны контрабанды (помимо действия) является также место ее совершения – таможенная граница, которая совпадает с государственной границей, за исключением границ территории специальных таможенных зон (на практике контрабанда совершается в помещениях таможни, купе вагона, борта самолета, смотровой площадке для автомобилей, борту морского или речного судна, специально отведенном месте для проведения таможенного контроля, в смотровом боксе и т.п.);
- субъективная сторона контрабанды по УК РФ характеризуется прямым умыслом. УК РФ не содержит никакого указания на мотивы, цели и эмоциональное состояние контрабандиста, а это свидетельствует о том, что упомянутые признаки не влияют на квалификацию преступления, но могут учитываться судом при назначении наказания. Четкое определение субъективной стороны контрабанды непосредственно влияет на квалификацию этого преступления, определяет в полной мере его общественную опасность, а также дает возможность наиболее эффективно разрабатывать и применять превентивные меры по противодействию этому посягательству;
3. Проведенный в магистерской диссертации анализ дискуссионных вопросов законодательной регламентации контрабанды показал, что:
- квалифицирующими признаками контрабанды, свидетельствующими о ее повышенной общественной опасности, являются: совершение этого деяния в крупном размере (ч. 1. ст. 200.1 УК РФ, ч. 1. ст. 200.2 УК РФ, ч. 3 ст. 229.1 УК РФ); в особо крупном размере (ч. 2. ст. 200.1 УК РФ, ч. 4 ст. 229.1 УК РФ); значительном размере (ч. 2 ст. 229.1 УК РФ); группой лиц (ч. 2. ст. 200.1 УК РФ); группой лиц по предварительному сговору (ч. 2. ст. 200.2 УК РФ, ч. 2 ст. 229.1 УК РФ); организованной группой (ч. 3. ст. 200.2 УК РФ, ч. 3. ст. 226.1 УК РФ, ч. 4 ст. 229.1 УК РФ); должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2. ст. 200.2 УК РФ, ч. 2. ст. 226.1 УК РФ, ч. 2 ст. 229.1 УК РФ); с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (ч. 2. ст. 226.1 УК РФ, ч. 4 ст. 229.1 УК РФ). Указанные квалифицирующие признаки контрабанды: с одной стороны, имеют ограничительный характер, т.е. не отражают всех современных тенденций криминализации тех обстоятельств, которые могут отягощать ответственность за это преступление, а с другой – не являются совершенными;
- используя опыт УК Республики Таджикистан и УК Республики Узбекистан, предложено признать особо квалифицирующим признаком контрабанды совершения «путем прорыва таможенной границы». Связано это с исключительной опасностью такого способа контрабанды и нередкими случаями ее совершения (при этом не исключается наличие человеческих жертв, причинение пострадавшим телесных повреждений различной степени, разрушение и уничтожение имущества). Обусловливают такого рода прорыв человеческий фактор, слабая материально-техническая база контролирующих органов, возможность применения виновным оружия в процессе прорыва, географические особенности местности, где расположен таможенную и государственную границы, и т.п.
- по степени общественной опасности, контрабанду относят к тяжким преступлениям (ч. 2 200.2, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 229.1) и особо тяжким (ч. 3 ст. 200.2, ч. 3-4 ст. 226.1, ч.-2-4 ст. 229.1 УК РФ), т.е. законодатель требует применения более строгого наказания, в отличие от преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Очевидно, что широкие пределы санкций в ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ не соответствуют правильной оценке общественной опасности данного деяния и противоречат гуманности отправления правосудия, поскольку открывают возможность для злоупотреблений при постановлении судом приговора и могут спровоцировать судейский произвол. Большой разрыв между нижним и верхним пределом санкции приводит к тому, что контрабанда, совершенная при отягчающих обстоятельств, может быть наказана мягче, чем обычная контрабанда;
- целесообразным было бы введение конфискации имущества, предметов контрабанды, средств и орудий совершения этого преступления. Однако в случаях когда, например, контрабанда перевозились: автомобилем, но без изменения его конструктивных особенностей, т.е. без специально изготовленных тайников и т.д., а также при условии отсутствия признания данного транспортного средства вещественным доказательством, конфискация такого транспортного средства не должна проводится.
Практическая значимость работы состоит в дальнейшем использовании рекомендаций для дальнейшего реформирования законодательства об уголовной ответственности за контрабанду.
Структура работы обусловлена с логикой проведенного исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.
Глава 1. Уголовная ответственность за контрабанду: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ
1.1. Уголовная ответственность за контрабанду: историко-правовой аспект
Во всех экономических системах с элементами государственной организации существует теневая экономика, однако ее проявления имеют свою специфику. Одним из таких проявлений является контрабандное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу. Контрабанда (от фр. «contrebande» – итал. «contrabbando» «contro» – против + «bando» – указ, постановление; другими словами «тайные беспошлинные перевозки чего-либо через границу») известна с момента возникновения границ и необходимости уплаты определенных денежных средств за легальное перемещение предметов через них. На территории современной России понятие пошлины как платы за провоз товаров по территории государства появилось во времена Киевской Руси[1]. В частности, сама система таможенных древнерусских правил была ввезена греческими священниками князю Владимиру для распространения христианства, т.е. в 988-989 гг., тогда как слово «пошлина» употреблялось еще до принятия христианства в договоре Олега с Византией, т.е. в 911 г., а первые сведения о контрабанде в Киевские Руси встречаются датированными еще в ІХ–Х веками.
Несмотря на огромные разногласия между развитием обществ Востока и Запада, Севера и Юга, одним из моментов сходства было противостояние государства и контрабандистов. Во Франции, например, в XVII–XVIII вв. одним из наиболее ненавистных народом был так званий «габель» – сбор, включенный в цену соли, легальную торговлю которой с XIV века. монополизировала корона. Как результат, «народ защищался, совершая массовую контрабанду»[2]. Конец массовой контрабанде во Франции был положен в связи с отменой государственной монополии, в том числе и с отменой «габеля» в 1790 г. Похожая ситуация возникла при введении монополии на торговлю определенными товарами (соль, черные металлы) и в Китае. Об этом свидетельствует такой факт: в 1560 г. доведенные до отчаяния неэффективностью борьбы с контрабандой китайские власти ввели закон, согласно которому каждый солдат, который нес пограничную службу один раз в сезон должен был схватить установленное количество контрабандистов (тех, кто не выполнил эту норму лишали дополнительной платы, причитавшейся им за исполнение своих обязанностей)[3]. Контрабандная деятельность в России приобрела значительные масштабы после введения государством монополии в 1652 г. на продажу водочных напитков и вина. Как свидетельствуют исторические источники, контрабандой и подпольным винокурением в 20– 30-е гг. XVIII в. занимались даже монастыри, что говорит о чрезвычайной выгоде такой деятельности[4].
Все вышеприведенное позволяет говорить о том, что контрабанда появилась вместе со становлением торговых межгосударственных отношений. Перевозки товаров в большинстве случаев осуществлялись для их продажу, а следовательно и для получения определенной материальной выгоды. Правовые нормы, которые устанавливали необходимость уплаты пошлины за перевозку товаров через границы не воспринимались перевозчиками и купцами, а потому формировали в них желание их нарушить. Итак, контрабанда начинает совершаться по поводу незаконного перемещения через границу определенных предметов, что и обусловливает общественную опасность этого преступления. Следовательно, для детального изучения такого явления как контрабанда, включая сравнительно-правовой аспект, следует провести подробное исследование генезиса норм об уголовной ответственности за это преступление.
На протяжении многих веков таможня была и остается одним из факторов государственности и независимости той или иной страны, одной из основных функций которой является взыскание пошлины и выявления контрабанды. Уже в древнейшие времена существовали межгосударственные отношения, контроль за которыми, между прочим, был одним из источников пополнения государственной казны. Одним из первых известных истории таможенников был Матвей, который собирал налоги для Римской Империи[5]. Вообще такое развитие государственной деятельности, который мы сейчас называем таможенным делом, появилось почти одновременно с возникновением государства и был неразрывно связано с рассматриваемым преступлением – контрабандой. Поэтому есть смысл рассмотреть эволюцию этого явления в неразрывной целостности с развитием таможенного дела.
Слово «таможенник» встречается в первоисточниках, в том числе в ст. 37 Русской Правды, которая в данном случае определяет определенный род деятельности по сбору торговых пошлин и надзор за выполнением правил торговли на торгах[10]. Острогомский таможенный устав (издан в 1288 г.) ведет речь о купцов из разных стран: Баварии, Польши, Чехии, Австрии и Киевской Руси. Нужно отметить, что русские таможенники руководствовались в своей работе европейскими таможенными уставами, в том числе и вышеупомянутым уставом, действовали в едином правовом пространстве вместе с подавляющим большинством развитых стран того времени. На подступах к Киеву, Вышгороду и другим городам Киевского княжества строились крепости, где уполномоченные князем сборщики взимали пошлину. Князь и его дружинники внимательно следили, чтобы каждый русский и купец заморский исправно платил пошлину, которое означало налог, уплачиваемый по перевозке товаров, перегон скота через границы определенных территорий[11].
В Киевской Руси, по свидетельству исторических источников, сведения о контрабанде встречаются датированными еще IX–Х вв., однако ее признание пришло гораздо позже, примерно в ХІІ– ХІІІ вв.., поскольку именно тогда государство за счет правовых мер стало реагировать на случаи контрабанды. Как утверждал профессор Ю. Г. Кисловский, первыми контрабандистами на Руси были иностранные купцы, начиная с представителей Ганзи (союза свободных городов Западной Европы) в Новгороде в XIII–XVI вв., а затем и английские купцы в XVI–XVII вв. Несмотря на огромные прибыли, которые они получали от легальной торговли, купцы по сути грабили страну контрабандным вывозом товаров[12]. Однако реакция государственных органов того времени на случаи массового перевоза контрабандных товаров была достаточно невнятной. Действия по защите границ носили эпизодический характер и выражались, например, в введении обязательного клеймения лошадей для контроля за их продажей иностранцам (ст. 10 Белозерской таможенной грамоты 1497 г. и ст. 96 Судебнику 1550 г.), или в предупреждении предъявления поддельных грамот, которые позволяли вести торговлю и заверяли уплату пошлины при перевозке, выданных якобы царем (грамота Ивана IV таможенникам м. Дмитрова от 04.06.1549 г.)[13].
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды и ее соотношение с иными составами преступлений
2.1. Объективные и субъективные признаки контрабанды, предусмотренные УК РФ
Обращаясь к рассмотрению вопросов о объекте и предмете контрабанды по УК РФ, заметим следующее: до 2011 г. наказание за контрабанду было предусмотрено ст. 188 УК РФ. После того, как данная статья утратила силу, в уголовный кодекс было введено сразу 3 статьи, касающиеся незаконного перемещения имущества через российскую границу. Уголовная ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. Преступление совершается с прямым умыслом, основным мотивом чаще всего выступает корысть.
К объективным признакам преступления относятся время, место и способ его совершения. Они не являются обязательными признаками каждого преступления и в науке уголовного права часто называются факультативными. Однако есть составы преступления, где время, место и способ совершения преступления выступают как обязательные признаки состава преступления. В частности, место совершения преступления, как и время его совершения, приобретает значение обязательного признака преступления только в случаях, прямо указанных в уголовном законе. Установление места совершения преступления также имеет важное значение для успеха досудебного следствия, поскольку там остаются следы преступления. К таким составам преступления, в которых место совершения преступления выступает в роли не факультативного, а основного признака относится контрабанда. Местом совершения контрабанды является таможенная граница. Таможенная граница совпадает с государственной границей, за исключением границ территории ЕАЭС. Практически контрабанда совершается в помещениях таможни, купе вагона, на борту самолета, смотровой площадке для автомобилей, борту морского или речного судна, специально отведенном месте для проведения таможенного контроля, в смотровом боксе и т.п..
Объективная сторона контрабанды определяется той особенностью, что диспозиции уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за нее (ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ) являются бланкетными – их содержание определяется не только нормами, но и законами и подзаконными актами других отраслей права. В УК РФ это общественно опасное деяние описано терминами:
1. «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (п. ст. 200.1 УК РФ)[4];
2. «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий» (п. 1 ст. 200.2 УК РФ);
3. «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных» (п. 1 ст. 226.1 УК РФ);
4. «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» (п. 1. ст. 229.1 УК РФ).
Несмотря на то, что составы преступлений, предусмотренные ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, являются специальными, такие понятия, как «таможенная граница» и «перемещение через таможенную границу» являются универсальными всех указанных составов. Это еще раз доказывает, что четкое установление указанных понятий в ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ является залогом правильного применения уголовного закона.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее ППВС №12) было разъяснено, что: «с учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора о ЕАЭС под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза»), «Государственная граница РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно «таможенная граница Евразийского экономического союза» (далее – таможенная граница), «Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза» (далее – государственная граница).
Судам следует принимать во внимание, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством РФ (о таможенном деле, о Государственной границе РФ, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) устанавливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора)».
В ч. 1 п. 19 ст. 4 ТК ТС указывалось, что: «незаконное перемещение товаров через таможенную границу – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org
5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10103372/#ixzz4wc0dp№b5
6. Модельный уголовный кодекс: рекомендательный акт для Содружества Независимых Государств : принят на седьмом пленарном заседании Межпарламент. ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 г. // Информационный бюллетень (приложение). – 1996. – С. 57-58.
7. Уголовный кодекс Испании / под ред. и с предисл. Н. Ф. Кузнецовой, Ф. М. Решетникова. – М : Изд-во «ЗЕРЦАЛО», 1998. – С. 96, 110, 122, 171.
8. Уголовный кодекс Латвийской Республики / науч. ред. и вступление. статья А. И. Лукашова, Э. А. Саркисовой. – СПб. : Изд-во «Юридическим. Центр Пресс», 2001. – С. 198.
9. Уголовный кодекс Литовской республики / науч. ред. В. Павилониса. – СПб. : Изд-во «Юридическим. центр Пресс», 2003. – С. 237.
10. Уголовный кодекс Республики Болгария / науч. ред. А. И. Лукашкова; пер. с болг. Д. В. Милушева, А. И. Лукашова, И. И. Айдарова. – СПб. : Изд-во «Юридическим. центр Пресс», 2001. – С. 154-155.
11. Уголовный кодекс Республики Польша / науч. ред. А. В. Лукашов, Н. Ф. Кузнецова ; пер. с польск. Д. А. Барилович. – СПб. : Изд-во «Юрид. центр Пресс», 2001. – С. 196-199.
12. Уголовный кодекс Республики Сан-Марино / науч. ред. С. В. Максимов. – СПб. : Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – С. 223.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
14. Уголовный кодекс Франции / науч. ред. К. В. Головко, Н. Е. Крылова; пер. с франц. и предисл. Н. Е. Крыловой. – СПб. : Изд-во «Юрид. Центр Пресс», 2002. – 472 С.
Научная и специальная литература
15. Агапов П. и др. Актуальные проблемы уголовного права. Курс лекций / П. Агапов, Е. Карабанова, В. Меркурьев, А. Наумов, К. Ображиев, А. Павлинов, Н. Пикуров, С. Расторопов, А. Решетников. – М.: Проспект, 2016. – 484 с.
16. Агапов П. и др. Уголовное право России. Особенная часть / П. Агапов, С. Бражник, Р. Закомолдин, Л. Кругликов, Н. Лопашенко, С. Никулин, Н. Пикуров, В. Дуюнов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 176 с.
17. Азаренкова Е. А. История развития российского законодательства об ответственности за контрабанду в XX-XXI вв. / Е. А. Азаренкова // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2016. № 3 (68). – С. 185-188.
18. Аладинская Д. Д. Актуальные вопросы уголовной ответственности за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов / Д. Д. Аладинская // Актуальные проблемы современной науки. 2016. № 6 (91). – С. 99-101.
19. Амиянц К. А. Уголовная ответственность за контрабанду по законодательству стран-участниц Евразийского Экономического Союза: проблемы унификации / К. А. Амиянц, К. В. Чемеринский // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. № 2 (22). – С. 117-121.
20. Ахметова Л. Р. Уголовная ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий: историко-правовой аспект / Л. Р. Ахметова, О. В. Тимофеева // Проблемы качества российского законодательства Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. – С. 599-603.
21. Беккария Ч. Преступление и наказание / Ч. Беккария. – М., 1889. – С. 113-115.
22. Боков К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX – начале XX века : монография / К. И. Боков. – М.: Проспект, 2016. – 170 с.
23. Бриллиантов А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). В 2 томах. Том 1 / А. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2017. – 800 с.
24. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней / В. Витчевский ; пер. с нем. А. В. Брауде ; под ред. Ю. Д. Филипова. – М.: Социум, 2017. – 425 с.
25. Владимиров В. А. Государственные преступления. / В. А. Владимиров, Н. И. Загородников. – М. : Высшая школа, 1961. – С. 79.
26. Волков Н. Я. Очерки истории промыслов России. Вторая половина XVII – первая половина XVIII века. Винокуренное производство / Волков М. Я. – М: Наука, 1979. – Т. 4. – С. 32-34.
27. Волчкова А. А. Проблемы противодействия контрабанде: уголовно-правовой аспект / А. А. Волчкова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). – С. 101-104.
28. Гладких В.И. Уголовное право России. Общая часть: учебник / В. И. Гладких. – М.: Феникс, 2017. – 364 с.
29. Грошев А. В. И др. Актуальные проблемы уголовного права. Учебник / А. В. Грошев, И. А. Подройкина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько– М.: Проспект, 2016. – 560 с.
30. Гутин Б. М. Проблемы обеспечения собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации : [монография] / Гутин Б. М.; предисл. А. С. Подшибякина; под общ. ред. Н. Е. Симонова. – М. : Издательский дом Шумиловой И. И., 2008. – С. 11.
31. Дмитров С. И. На путях контрабанды / С. И. Дмитров // Политика и время. – 1997. – 1 10. – С. 18-22.
32. Долженкова Г. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). В 2 томах. Том 2 / Г. Долженкова, Э. Жевлаков, Ю. Пудовочкин, А. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2015. – 692 с.
33. Дьяков С. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический, постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. д.ю.н., профессора С. В. Дьякова, д.ю.н., профессора Н. Г. Кадникова. – М.: ИД «Юриспруденция», 2016. – 1040 с.
34. Евтушенко О. И. Некоторые аспекты борьбы с контрабандой: теория и практика / О. И. Евтушенко // Экономика, педагогика и право. 2017. № 1. – С. 12.
35. Ерышева В. О. Борьба таможенной службы СССР с контрабандой / В. О. Ерышева, Н. В. Маслобойникова // Актуальные вопросы вузовской науки Сборник научных и научно-методических статей. Самара, 2016. – С. 133-137.
36. Жевлаков Э. Н. Назначение наказания. Учебное пособие / Э. Н. Жевлаков. – М.: Проспект, 2017. – 84 с.
37. Жеребцова Т. Е. Контрабанда (Smuggling) / Т. Е. Жеребцова // Гуманитарные и правовые проблемы современной России материалы XIII межвузовской студенческой научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2017. – С. 158-160.
38. Капинус О. Уголовное право России. Особенная часть. В 2 томах. Том 2. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человека / О. Капинус – М.: Юрайт, 2016. – 506 с.
39. Каплунова И. И. Развитие ответственности за контрабанду в 1918-1930 гг. / И. И. Каплунова // Правовая система России: Сборник материалов IV заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Чердаков Сергей Владимирович. 2017. – С. 77-82.
40. Кибальник А. Г. и др. Актуальные проблемы уголовного права. Часть Общая. Учебник / А. Г. Кибальник, Л. В. Иногамова-Хегай, Т. В. Кленова, А. И. Коробеев, Н. А. Лопашенко. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
41. Киселев, С. Г. История таможенного дела и таможенной политики России (VI – начало XX вв.) : курс лекций / С. Г. Киселев, М. М. Савченко ; [под ред. С. Г. Киселева] ; РТА. – М.: РИО РТА, 2016. – 203 с.
42. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность / Кисловский Ю. Г. – М, 1996. – 22 С.
43. Комиссаров В. С. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой, И. М. Тяжковой. — М.: Статут, 2012. – 466 с.
44. Комиссарова Я. В. К вопросу о личности типичного преступника, осуществляющего контрабанду наркотических средств и психотропных веществ / Я. В. Комиссарова, А. А. Шитов // Российский следователь. 2017. № 7. – С. 7-10.
45. Кузнецова Н. В. Сравнительная характеристика уголовного законодательства стран СНГ об ответственности за контрабанду / Н. В. Кузнецова // Современное состояние и пути развития уголовного права Российской Федерации: научные и учебно-методические аспекты Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессоров кафедры уголовного права В.А. Елеонского и Н.А. Огурцова. / Под редакцией В.Ф. Лапшина. 2016. – С. 205-211.
46. Кузьменко В.К., Куксин И.Н. Уголовно-правовые нормы о контрабанде государств – членов Таможенного союза: проблемы унификации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки. 2014. № 2(14). – С. 44-55.
47. Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности : [сборник] / И. М. Кулишер. – М.: Социум, 2016. – 487 с.
48. Лемешева Ж. С. История становления законодательства об ответственности за контрабанду / Ж. С. Лемешева // Экономика и социум. 2016. № 9 (28). – С. 292-295.
49. Лодыженский К. Н. История русского таможенного тарифа / К. Н. Лодыженский. – М.: Социум, 2016. – 345 с.
50. Мамонтов В. М. Таможенная политика Московского государства XVI-XVII вв. : монография / В. М. Мамонтов, Н. И. Биюшкина. – Москва : Юрлитинформ, 2016. – 181 с.
51. Мешкова Л. Ю. Федеральная таможенная служба (ФТС России) как орган, осуществляющий борьбу с контрабандой / Л. Ю. Мешкова // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 10. – С. 704-707.
52. Молчанов Д. М. Актуальные проблемы уголовного права. Общая часть. Учебное пособие / Д. М. Молчанов. – М.: Проспект, 2017. – 144 с.
53. Никифорова А. А. Уголовно-правовые средства противодействия контрабанде в странах СНГ / А. А. Никифорова // Фундаментальные и прикладные исследования правового регулирования деятельности государства в социально-экономической сфере и осуществлении правосудия Сборник статей Международной заочной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск И.З. Федоров. 2016. – С. 213-217.
54. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России / Е. Осокин. – Казань., 1950. – С. 5.
55. Потяев А. И. Таможенная политика РСФСР и работа таможенного аппарата / А. И. Потяев // Внешняя торговля. – 1922. – С. 13-15.
56. Приходько Н. Ю. Товарная контрабанда в России: историческое развитие и современность / Н. Ю. Приходько // Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. – С. 134-137.
57. Прудникова И. В. Контрабанда в России и борьба с ней: с ранних времен до XVIII в. / И. В. Прудникова // Научная перспектива. 2016. № 4. – С. 65-66.
58. Радионов В. В. Контрабанда как неотъемлемая часть современного государства / В. В. Радионов // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 1 (20). – С. 253-258.
59. Рарог А. И. Комментарий к УК РФ с участием ФЗ № 329-ФЗ, 330-ФЗ, 375-ФЗ / А. И. Рарог. – М.: КОДЕКС, 2017. – 912 с.
60. Ревин В. П. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В. П. Ревина. – М.: Юстицинформ. 2016. – 580 с.