Тема «скорой помощи» в ситуации буллинга бьет рекорды по посещаемости и дочитываниям в нашем канале. А значит, она крайне интересна и необходима. Поэтому мы продолжаем разговор с доцентом Института специального образования и психологии МГПУ, кандидатом психологических наук Оксаной Николаевной Комаровой. Главный вопрос – как помочь ребёнку не стать агрессором или наблюдателем, поддерживающим агрессора.
Провоцирующие факторы
Многочисленные исследования психологов показывают, что часто агрессорами становятся дети, испытывающие сложности в семье. Как правило, они являются свидетелями или жертвами семейного насилия. Имея такой негативный опыт, ребенок приходит к убеждению, что насилие – это норма, приемлемый способ решения проблем. Являясь бесправным в семье, ребенок стремится получить власть в других сферах своей жизни, проявляя агрессию по отношению к ровесникам.
Мы видим явные связи между поведением детей и стилем детско-родительских отношений. Если детям не хватает внимания, любви, заботы, тепла в родительской семье, их ограничивают в самостоятельности, не поощряют инициативность, тотально контролируют, с высокой долей вероятности можно прогнозировать роль агрессора или жертвы в среде сверстников.
Как управлять эмоциями
Важно выстраивать в семье понятные правила, разумные границы, при этом объясняя свои решения и действия детям, необходимо много общаться, обсуждать их проблемы и переживания, оказывать поддержку и заботу. Постарайтесь создать такую атмосферу, чтобы ребенок высказывал свои сомнения, рассказывал о том, что его беспокоит, а также рассматривал с вами различные варианты поведения. Не выносите никаких суждений, активно слушайте и помогайте принимать ответственные решения. Имея конструктивный опыт взаимоотношений в семье, ребенок сможет выстраивать уважительные отношения с другими людьми.
1. Обсуждайте проблему травли с детьми.
Не все родители считают нужным говорить с детьми о таком страшном явлении как травля.
Многие дети не осознают, что их поступки (или бездействие) могут наносить вред. Ребенок должен понять, что важны не только его намерения, но и восприятие другого человека. Агрессоры часто действуют не со зла, они просто не понимают эмоций окружающих.
Можно читать и обсуждать истории, в которых звучит тема буллинга, обсуждать способы выхода из такой ситуации.
2. Научите ребенка распознавать эмоции (свои и других).
В различных ситуациях предлагайте ребенку представить себя на месте других людей. Задавайте вопросы о чувствах персонажей из кино, мультфильмов и литературы: «Как ты думаешь, что он переживает? Что могло его так задеть?». Если вы сталкиваетесь с конфликтом между детьми, спросите: «Почему твой товарищ расстроен?».
С раннего детства необходимо откровенно говорить с детьми про их и свои чувства, включая гнев, злость, раздражение, страх. Учите ребенка словам, которые выражают его эмоции, чтобы он мог обозначить и выразить непонятные чувства (например, "разочарованный", "обеспокоенный", "растерянный", "расстроенный"). Важно давать ребенку возможность переживать разные эмоции и не ругать его за это.
3. Научите ребенка управлять своими эмоциями.
Родители должны поддерживать разнообразие эмоций у детей и не стыдить их за это. Говоря детям «успокойся», «не переживай», мы только усугубляем их беспокойство. Дети приходят к выводу, что нужно подавлять свои чувства, а проявлять эмоции – это плохо. Нужно установить правила: где, как и в какой форме ребенок может выражать свои эмоции.
Учимся контролировать гнев
Чтобы помочь детям контролировать свой гнев, можно научить их следующему методу:
А) Остановись, сделай глубокий вдох, послушай себя и ответь на вопрос: что я почувствовал?
Б) Почему я это почувствовал? Что случилось, что вызвало негативные эмоции?
В) Как я хотел бы изменить ситуацию сейчас? Что я могу сделать, чтобы улучшить ситуацию?
С агрессией детей необходимо бороться, направляя их энергию в мирное русло. Детям необходимо предоставить как можно больше возможностей для разрядки накопившейся энергии. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать разные игры или длительные прогулки.
Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваясь на провокации сверстников, распознавать травлю и не давать себя в неё втянуть, с юмором относиться к неудачам и знать, что иногда правильнее посвятить в свои проблемы взрослых, чем разбираться самостоятельно.
Продолжение: