Найти тему

К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ?

Оглавление

  • Когда вы были ребёнком учили ли вас понимать свои эмоции?
  • Разрешалось ли испытывать негативные эмоции?
  • А может быть даже радость была под запретом или строго дозированной ("не надо так радоваться, иначе плакать потом будешь")?

Человек био-психо-социокультурное (духовное) существо и все эти 4 компонента равноценно значимы.

Но так складывается, что психологическому аспекту места в жизни как-то исключительно мало, он очень неудобен, мешает, создает проблемы. Родители бдят физическое здоровье ребёнка, его успеваемость в школе, общение со сверстниками, культурное развитие. Но эмоциям (психологическому здоровью) внимание не принято уделять до тех пор пока ребёнок не будет явно "не в порядке". Разговоров с детьми на тему

И как тебе это? Что ты чувствуешь по этому поводу?

Не ведётся.

Обычно родители навязывают своё виденье как должен чувствовать себя и как должен воспринимать ту или иную ситуацию ребёнок: "лучше бы ты радовался тому, что есть, неблагодарный".

И тем самым отключают ребёнка от его личных эмоциональных переживаний. Транслируют ребёнку, что его эмоциональная реакция ошибочна, неправильна.

И взрослея человек не доверяет своим эмоциям, считает их неправильными, неадекватными реакциями, обесценивают свои эмоции, перестают обращать на них внимание, вытесняя их.

  • И как же тогда можно навести порядок в том, чего не существует или не должно быть?
  • Если я даже не замечаю, не знаю своих эмоций?
  • Если я игнорирую свои эмоции, как я могу считаться с эмоциями других людей?

Такая "эмоциональная неграмотность" причиняет большие неудобства/проблемы в жизни людей:

1. Не умение управлять своими эмоциями. Как можно управлять тем, чего не знаешь?

2. Обесценивание эмоций других людей и, как следствие, не умение строить близкие, тёплые, доверительные отношения, приносящие радость.

3. Негативные эмоции накапливаясь разрушают ту сферу жизни человека, в которой возникают из раза в раз не разрешаясь.

4. Когда человек чувствует неуспешность, неудовлетворенность многими сферами жизни, его эмоциональное состояние становится ещё хуже.

В настоящее время стали больше удивлять внимание эмоциям, признавая, что эмоциональный интеллект не уступает по значимости интеллекту. Не достаточно быть интеллектуально развитым. Для полноценной жизни важен эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Каждая эмоция влияет на поведение человека.

Например, если вы испытываете тревогу по поводу общения с другими людьми, то именно тревога будет мотивировать вас к избеганию общения. Круг общения будет сужаться, построение карьеры усложнится , возникнет тревога в ситуациях, где необходимо попросить помощи и поддержки других людей и тд.

Вот почему так важно восстанавливать связь со своим эмоциональным состоянием, прислушиваться к эмоциям, учится их прорабатывать и использовать свои эмоции для достижения целей.

Текст подготовила Зульфия Вильданова, клинический психолог Клиники Федоренко.