Найти тему

Художник и архитектор В.М. Владимиров в Измайлове

В Архиве Москвы находится фонд художника, архитектора Владимира Михайловича Владимирова (1886-1969). Измайловцам он в первую очередь интересен тем, что с 1956 года и до самой смерти жил со своей семьей в доме на 9-й Парковой улице, 41А. 

В.М. Владимиров в Сухуми, 1966 г. Фотография из Главархива Москвы.
В.М. Владимиров в Сухуми, 1966 г. Фотография из Главархива Москвы.

Владимиров родился во Владимирской губернии в семье управляющего лесным хозяйством. Вскоре семья переехала во Всехсвятское рядом с Москвой. Художественное образование Владимир Михайлович получил в Строгановском училище в Москве. Продолжил образование в Петрограде на архитектурном факультете Института гражданских инженеров, по окончании которого в 1917 году вернулся в Москву. Работал архитектором вместе с А.В. Щусевым. В 1925 году был главой проектного отдела строительной конторы «Мосдрев», затем «Строитель». По его проектам в Москве построены конструктивистские здания - универмаг Мосторга на площади Ильича, клуб «Красные текстильщики» на Якиманской набережной, клуб «Пролетарий» на шоссе Энтузиастов. Когда в 1930-е годы начались гонения на архитекторов-конструктивистов, Владимиров занялся преподавательской деятельностью.

Среди документов, хранящихся в фонде Владимирова в архиве Москвы, есть две живописные работы его авторства, написанные в 1957 году, почти сразу после заселения в новый дом. На них изображен интерьер его квартиры на 9-й Парковой улице, что представляет не только художественный интерес, но и исторический, особо ценный для жителей Измайлова.

Интерьер квартиры В.М. Владимирова в Измайлове его авторства.
Интерьер квартиры В.М. Владимирова в Измайлове его авторства.

На одной из картин изображена комната, где за пианино сидит девушка, возможно, дочь Владимира Михайловича. На пианино стоит фарфоровая статуэтка, оригинал которой можно определить. Это вариация на тему Дама и Кавалер, популярная в Германии в начале XX века. На стенах комнаты картины: пейзажи и автопортрет. На широком подоконнике стоит аквариум. 

Фарфоровая статуэтка, начало ХХ в., Германия.
Фарфоровая статуэтка, начало ХХ в., Германия.

Вторая картина представляет нам почти всю семью Владимирова в интерьерах столовой. Она имеет название «Три поколения». Самая старшая женщина – жена Владимирова Лидия Михайловна, урожденная Воробьева. Супруги познакомились в Петрограде, когда Владимиров учился там в институте. Их венчание состоялось в церкви Михайловского замка. 

Три поколения. Художник В.М. Владимиров.
Три поколения. Художник В.М. Владимиров.

Молодая женщина на картине - дочь Владимировых Светлана. Она вышла замуж за физика Ивана Романовича Геккера. Соответственно, девочка в школьной форме – внучка Владимировых Наташа Геккер.

И здесь стены столовой сплошь увешаны картинами художника: пейзажи крымские и средней полосы, натюрморт с арбузом. Над столом огромная хрустальная люстра. Интересна ваза «Три грации», стоящая на столе. Это бронзовое ампирное украшение, сделанное мастером Пьером-Филиппом Томиром. Его изделия были невероятно популярны в XIX веке. У него было масса последователей, развивавших темы его работ, в том числе и создававшие вариации «Трех граций». В комнате есть и другие ампирные вещи, что не случайно. Эта тема увлекала Владимирова еще со времен ученичества. Он является автором альбома «Старые архитектурные проекты планов фасадов и профилей: церквей, домов, хозяйственных строений, заборов, ворот и решеток в стиле ампир Александровского времени, собранные из старинных изданий 1809, 1812 и 1824 г.», изданного в 1913 году. А, возможно, Три грации — это Три женщины семьи Владимировых, самые любимые люди художника.

Лист из альбома "Старые архитектурные проекты..." В.М. Владимирова (слева). Ваза "Три грации", ХIX в. (справа).
Лист из альбома "Старые архитектурные проекты..." В.М. Владимирова (слева). Ваза "Три грации", ХIX в. (справа).

О других художниках, отметившихся в Измайлове, читайте здесь: