Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Личность террориста. В чем ее особенности?

Когда происходят события, подобные Крокусу, многие из нас задаются вопросом: что это за люди, которые оказываются совершить подобное? Что ими движет? Неужели это только денежная мотивация? Что они при этом чувствуют? На что рассчитывают в итоге? Откуда в человеческой природе место таким вещам?

Конечно, на эти вопросы не может быть какого-то однозначного и универсального ответа. Но есть некие «коридоры», в рамках которых формируются подобные личности и есть понимание, к каким социальным группам они принадлежат.

Итак, давайте разбираться в портрете террориста:

  1. Средний возраст 22-25 лет, если это арабы или иранцы, возраст понижается до 14-15 лет, если речь идет о Палестине, возрастает до 40-50 лет. Обычно это мужчины, женщин среди них менее 20%
  2. Образовательный уровень довольно высок, у большинства среднее или высшее образование, две трети террористов обучались в университетах. Среди профессий чаще встречаются доктора, банкиры, инженеры, журналисты. Лидеры групп практически всегда из высших сословий, а на роль исполнителей привлекали выходцев из развивающихся стран и низших слоев общества.
  3. Более 80% террористов холостяки, более 70% - студенты. Внешне здоровые, сильные, неприметные на вид, обладают навыками изменения внешности, могут прибегнуть к пластике.
  4. Общие личностные черты: хитрость, инициативность, безжалостность, лояльность в отношении друг друга, проявление гораздо больше жестокости по отношению к предателю, чем к врагу. Самовлюбленные, с поврежденной «Я-концепцией». Не успешны в личной жизни, учебе, социальной жизни.
  5. Хорошо знают современное оружие, умеют управлять разным транспортом. Чтобы попасть в группу, новенькому нужно совершить вооруженное ограбление или убийство.
  6. Двоякое отношение к власти, искаженная реальность, стандартное поведение, эмоциональная отрешенность от последствий своих действий, гендерная неопределенность, эго-разрушительные действия, оружие – как фетиш, мало источников получения информации, сильны нормы своей субкультуры.

Теперь о мотивации:

Для многих – это, действительно, способ заработать деньги. Есть идеологические мотивы, желание активно менять мир, когда другим страшно, террорист ощущает свою власть; привлекательная деятельность – риск, разработка планов, специфика подготовки; мотив мести за близких, за погибших товарищей. Некоторые становятся террористами ради славы: кажется, что показал себя как личность, которая оказалась сильнее страха и социальных норм. Ну и мотив самореализации, хоть он и парадоксален. Не нашел себя нигде больше, а здесь оказался востребован…

Психология террориста

Это особый тип людей. Рацио в их поведении и характере почти отсутствует, а эмоциональность доходит до аффективности. В этом смысле их психика приближается к психике человека толпы. Они убеждены, что мир можно поменять только с помощью насилия и угроз.

Есть два типа характера террористов. Первые предельно хладнокровны, а вторые гиперактивны и сверхэмоциональны, не способны в обычной жизни сдерживать свои порывы и агрессию.

Террорист в целом клинически и психологически нормальный человек, это акцентуированная личность, то есть имеет отдельные выраженные черты, дисгармоничный характер, у части - тяжелые психопатии (эпилептоидная). Его относят к пограничным личностям (склонность к отклоняющемуся и саморазрушительному поведению, нет образцов для подражания, идентификации себя с социальной группой, разрыв между целями и социально приемлемыми способами их достижения).

Есть социальная дезадаптация: рано бросают учебу, почти не работают, склонны к бродяжничеству, живут за счет других людей или государства, не способны к поддержанию семейных отношений. Обладают неадекватной самооценкой, отсутствие критики по отношению к своему поведению. Многие отличаются непредсказуемостью, импульсивностью, адаптивной неустойчивостью.

Часто у террориста в его детстве были убиты родители или другие родственники, это и про месть, и про эмоциональный дефицит. И этот дефицит человек не находит возможность компенсировать для себя адекватными способами.

Когда случился теракт в школе Беслана в 2004 году, я сидела с новорожденным сыном дома и смотрела телевизор. Страх был настолько сильным, что я чувствовала себя буквально прикованной, неотрывно наблюдала за происходящим. Столько лет прошло, а картинка до сих стоит перед глазами…

Берегите себя и своих близких!

Автор: Гавриш Юлия Сергеевна
Психолог, Профайлер-верификатор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru