Найти тему

Немецкий средний бомбардировщик "Дорнье" Do.17.

Оглавление

Как появился и пропал самый быстрый бомбардировщик Люфтваффе.

Дорнье Do.17 к началу Второй Мировой войны был одним из самых совершенных самолетов Люфтваффе. Давайте немного познакомимся с ним и его применением на полях сражений.

Рождение.

Идея скоростного бомбардировщика, который запросто уйдет от истребителя, не давала покоя конструкторам с начала 30-х годов XX в. Самолеты летали все быстрее, появились пассажирские монопланы, которые запросто выдавали скорость выше, чем у истребителей-бипланов.

История наша начинается не очень обычно для военной машины: "Люфтганза" заказала "Дорнье" скоростной почтовый самолет с пассажирским салоном на шесть мест.

Клод (Клаудиус) Дорнье (нем. Claude Honoré Desiré Dornier; 14 мая 1884, Кемптен — 5 декабря 1969, Цуг) — немецкий авиаконструктор и основатель авиастроительной компании Dornier GmbH.
Клод (Клаудиус) Дорнье (нем. Claude Honoré Desiré Dornier; 14 мая 1884, Кемптен — 5 декабря 1969, Цуг) — немецкий авиаконструктор и основатель авиастроительной компании Dornier GmbH.

Коллектив под руководством Клода Дорнье был хорошо известен, летающие лодки от "Дорнье" уверенно завоевывали весь мир. Но нужен был почтовый самолет.

Надо признать - не получилось. Самолет был передовым, но "Лютфганзе" требовался другой. Прототип имел исключительно тонкий фюзеляж, высокорасположенное крыло и однокилевое оперение. Конструкция фюзеляжа была цельнометаллической, а крыла - смешанной. Два мотора от BMW мощностью по 750 л.с. разгоняли самолет до 330 км/ч (для середины 30х более чем достойно).

один из прототипов Do-17
один из прототипов Do-17

Испытания прошли успешно, недостатков не было. Кроме одного: машину просто невозможно использовать для перевозки пассажиров. Скорее всего не получится найти самолет, менее приспособленный для гражданской работы. Два очень тесных и неудобных салона на 2 и 4 человека, небольшие двери для посадки и погрузки/разгрузки.

В 1935 году история Do.17 могла уже закончиться, но прототипы попались на глаза капитану Унтухту, офицеру связи между Министерством авиации и Люфтганзой. Изучив самолет, он предложил использовать его в качестве бомбардировщика. Напомню, что по условиям Версальского договора Германия не могла строить бомбардировщики. От слова "совсем". Каждый пассажирский самолет Reichsluftfahrt-ministerium – RLM рассматривали как потенциальный бомбовоз. Так было и с Не.111.

Дорнье пришлось немного переработать машину. Хвостовое оперение сделали двухкилевым, для улучшения остойчивости, которая необходима бомбардировщику. Стойки шасси, чтобы исключить капотирование при взлете с плохих аэродромов, сдвинули немного назад. Военные требовали еще одного члена экипажа - радиста. Его рабочее место расположили за пилотом. Прототипом боевой машины стал Do.17V-4, который совершил первый вылет в конце лета 1935 г. Не так уж и много изменений, зато "Дорнье" получили заказ на 11 самолетов.

на фотографии Do-17 V2, на нем уже появился раздвоенных хвост
на фотографии Do-17 V2, на нем уже появился раздвоенных хвост

В октябре 1935 года Do.17 показали публике на выставке, где машину тут же наградили прозвищем "Летающий карандаш". Для 1936 года Do.17 летал великолепно.

Чтобы добиться более высоких результатов на него установили двигатели Hispano-Suiza 12 Ykrs, которые развивали мощность по 775 л.с. на взлете и по 860 л.с. на высоте 4000 метров.

Hispano-Suiza 12 Ykrs
Hispano-Suiza 12 Ykrs

Первые серийные машины были готовы зимой 1936-37 года. Do.17Е-1 стал бомбардировщиком, а Do.17F-1 — дальним разведчиком. У последнего не было бомбоприцел, а вместо механизма сбрасывания в бомбоотсеке установили дополнительный топливный бак и фотокамеры. Обе модификации самолета Do.17 оснащались двигателями BMW VI .

BMW VI был первым двенадцатицилиндровым двигателем, построенным компанией BMW
BMW VI был первым двенадцатицилиндровым двигателем, построенным компанией BMW

Военные осознали, что необходимо усилить оборонительное вооружение, одного пулемета объективно мало. Решили установить еще два MG.15. Первый отдали стрелку-радисту, чтобы он смог стрелять назад-вниз через специальный люк в полу кабины, а второй установили в правой половине лобового стекла кабины пилота. Использовать его могли и летчик, и штурман. Летчик - как неподвижный курсовой, а штурман мог снять пулемет со стопоров и получить небольшой угол обстрела.

Один из первых серийных Do.17
Один из первых серийных Do.17

Набор бомб, которые мог нести Do.17, был разнообразен и позволял решать разные задачи: 10 х 50 кг, 4 х 100 кг или даже 2 х 250 кг. А если ставили задачу непосредственной поддержки войск, то можно увеличить бомбовую нагрузку до 800 кг за счет запаса топлива.

В 1937 году самолет был продемонстрирован публике на выставке в Швейцарии, где произвел фурор. На официальном замере самолет разогнали до 457 км/ч. Результат на уровне лучших истребителей, а хорошие просто оставались далеко позади.

Немцы немного схитрили и выставили на замер экспериментальную модель с моторами DВ.600. А обычный Do.17М с двигателями от BMW на той же выставке летал со скоростью 360 км/ч.

Do.17F-1
Do.17F-1

Do.17 пошел в строевые части Люфтваффе. Откровенно устаревший «Хейнкель» Не.70 надо было менять еще лет десять назад, поэтому предпочтение отдали Do.17F-1, разведывательной модификации.

Вначале Гражданской войны в Испании немцы отправили машину для проверки боем . Генералу Франко отправили 4 Do.17Е-1 в составе легиона "Кондор". Летом 1937 года Do.17 приняли участие в бомбардировке Герники и Дуранго, на севере Испании.

Do.17Е-1 из легиона "Кондор"
Do.17Е-1 из легиона "Кондор"

Первый Do.17 в Испании был сбит над Бильбао 18 апреля 1937 года. Почти сразу же после прибытия. Сбил его республиканец Фелиппе дель Риови на истребителе И-15. Ему очень повезло, потому что Do.17 уходил от истребителей-бипланов очень спокойно, а вооружение позволяло кое-как отбиваться от противников. Испанцы-франкисты Do.17 наградили своим прозвищем – "Bacalaos" ("Треска"с исп).

Сбить Do.17 было не просто. Его скорость была хорошей защитой. При наступлении на Валенсию франкисты потеряли всего 2 самолета Do.17, и оба от огня зениток.

вероятная встреча И-16 и Do.17x
вероятная встреча И-16 и Do.17x

Хуже стало, когда республиканцы получили монопланы И-16, которые по скорости не уступали Do.17. Нельзя сказать, что преимущество рассеялось, но присутствие "Чатос" мешало "Карандашам", не было уверенности в своем превосходстве.

Боевое применение показало все достоинства и недостатки Do.17. Первый же боевой опыт показал, что самолет должен быть быстрее. Do.17 уверенно уходил только от устаревших истребителей-бипланов первой половины 30-х годов.

Начать усовершенствования решили с замены двигателя. Была идея использовать "Даймлер-Бенц" DВ.600, но он нужен для серийного производства "Мессершмиттов". Поэтому «Дорнье» пришлось искать другие двигатели. Выбор пал на детище BMW воздушного охлаждения Bramo 323 А-1 "Fafnir" мощностью в 900 л.с. на взлете и 1000 л.с. на высоте 3100 м.

Bramo 323 А-1 "Fafnir"
Bramo 323 А-1 "Fafnir"

А для разведчика тоже выбрали новый двигатель: BMW 132 N. Этот мотор развивал только 865 л.с. на взлете и 665 л.с. на высоте 4500 м, зато был более легким и экономичным, это более важно для разведчика.

BMW 132 N
BMW 132 N

В начале 1938 года в серию пошли новые бомбардировщики Do.17M и разведчики Do.17P.

Скорость выросла, Do.17M мог разогнаться до 415 км/ч на высоте 4700 м, a Do.17P — 410 км/ч на высоте 4000 м. Новые двигатели дали возможность увеличить бомбовую нагрузку у Do.17М до 1000 кг.

Еще важными выводами из опыта боев в Испании стало усиление оборонительного вооружения бомбардировщиков и его сосредоточении в одном месте. Так на свет появилась концепция "Waffenkopf" — "Вооруженная голова". Она определила внешний вид всех немецких бомбардировщиков до конца войны.

Do.17P
Do.17P

Гибель одного стрелка в его ячейке делала самолет абсолютно беззащитным. Немецкая стратегия предлагала вместо окопа траншею, то есть оборонительный огонь продолжался в любую сторону до тех пор, пока в строю оставался хоть кто-то. Немцы считали, что существенно повысит сопротивляемость самолета. Примерно к таким же выводам пришли и американцы, только подтверждает правильность такой точки зрения.

На снимке хорошо видна достаточно большая общая кабина Do.17
На снимке хорошо видна достаточно большая общая кабина Do.17

По новой концепцией конструкторы фирмы "Дорнье" разработали новую кабину. Они значительно улучшили обзор всех членов экипажа, пусть даже в ущерб аэродинамике. Вместо дверцы в боку фюзеляжа, которая досталась самолету от пассажирского предка, сделали люк в днище, машину стало легче покидать. Экипаж самолета с новой кабиной был из четырех человек: летчик, штурмана-бомбардира, стрелока-радиста и нижнего стрелока.

фотография Do-17 в цвете с открытым люком для экипажа
фотография Do-17 в цвете с открытым люком для экипажа

"Карандаши" в бою.

Как я уже говорил, Do.17Е и F года начали поступать на вооружение частей Люфтваффе в начале 1937. Первыми новые бомбардировщики получили I/K.G 153, расположенные в Мерзебурге и I/KG 155 - в Гибельштадте (Giebelstadt).

Первой разведывательной авиагруппой с Do.17F-1 в апреле 1937 г. стала A.Gr.(F)/122. Новый разведчик обладал большими возможностями, поэтому командование решило в первую очередь обновить парк самолетов во всех дальне-разведывательных авиачастях Люфтваффе.

Весной 1937 года в Испанию отправили двенадцать новейших немецких бомбардировщиков: четыре Не.111 В, четыре Ju.86D и четыре скоростных бомбардировщика Do.17Е-1. Из новых самолетов была сформирована опытная бомбардировочная эскадрилья (Versuchs-bomberstaffel), которая под обозначением 4.VB/88 вошла в состав "Легиона Кондор". Опыт оказался успешным, и вскоре в Испанию были направлены еще 20 бомбардировщиков Do.17E.

строй бомбардировщиков Do.17 P из "Легиона кондор" Испания
строй бомбардировщиков Do.17 P из "Легиона кондор" Испания

Одновременно в "Легион Кондор" прибыли 15 "разведчиков" Do.17F-1.

За год боев в Испании Do.17 почти полностью выработали моторесурс. Весной 1938 года разведывательные эскадрильи немецкого "Легиона Кондор" получили пополнение. В Испанию прибыли Do.17P. В марте 1938 года они приняли участие в арагонском наступлении франкистов, а во второй половине апреля поддерживали наступление на Валенсию. В апреле, над рекой Эбро, в трех километрах от Артезы (Artesa), республиканские зенитчики сбили Do 17 унтер-офицера Вилли фон дер Дриша (Driesch). 5 августа 1938 года над той же рекой Эбро был сбит еще один Do 17F - обер-фельдфебеля Менде. Самолет получил повреждения от огня зенитных батарей и упал прямо в реку.

В августе 1938 года все оставшиеся боеспособными Do 17 Е и Do 17F, а также 10 новых Do 17P, были переданы из состава "Легиона Кондор" в воздушные силы испанских националистов.

10 августа 1940 года назначили началом массированных налётов на Британские острова. Немецкая авиация в первую очередь стремилась сокрушить боевые части противника, его аэродромы, снабжение, авиационную промышленность и заводы, производящие зенитное вооружение.

Do.17 над Ла Маншем
Do.17 над Ла Маншем

Но еще до августа 1940 подразделения Do.17уже начали свои рейды над Ла-Маншем и Британскими островами, а бомбардировщики не давали покоя английским конвоям в проливе. 10 июля 1940 года двадцать шесть Do 17Z из I/KG 2 совершили удачный налет на корабли англичан в устье Темзы.

В "Битве за Британию" принимали участие около трехсот бомбардировщиков или разведчиков Do 17 и Do 215. Большая часть Do 17 находилась во 2-м воздушном флоте.

Do.215
Do.215

13 августа 1940 года семьдесят четыре Do 17Z из KG 2 без истребительного прикрытия нанесли бомбовый удар по английскому аэродрому Истчерч (Eastchurch). На земле были уничтожены пять бомбардировщиков "Blenheim", один истребитель "Spitfire" и повреждены постройки.

К концу августа всем было ясно, что подавить военно-воздушные силы Великобритании не удалось. 4 сентября 1940 года Гитлер окончательно определил новую задачу для воздушных сил Германии: теперь Лондон и другие города Англии становятся главной целью. Это был ответ на начало бомбардировок немецких городов английской авиацией.

С 7 сентября 1940 года начались массированные налёты на Лондон. 15 сентября стал переломным днем в битве за Британию. В этот день Германия совершила самый массированный налет на Лондон. В нем участвовали 1200 самолетов всех типов. В этот день 2-й и 3-й Воздушные флоты Германии потеряли 34 бомбардировщика, а многие из вернувшихся имели серьезные повреждения.

С 1 октября немцы отказались от дневных массированных налетов на Англию и перешли к ночным бомбардировкам малыми группами. И в первую очередь, в разряд «"очников" были переведены подразделения, на вооружении которых состояли бомбардировщики Do 17.

В ходе битвы за Англию выяснилось, что Do.17Z слишком медленный. В сочетании с недостаточным оборонительным вооружением и никаким бронированием самолет был слишком уязвимым для "Hurricane" и "Spitfire". С другой стороны, полезная нагрузка всего в 1000 кг стала уже недостаточной, чтобы решать новые задачи. Цена каждого килограмма бомб, сброшенных на цель, оказалась слишком высока.

Лондон после налетов Люфтваффе
Лондон после налетов Люфтваффе

Готовясь к войне с Советским Союзом, немцы хотели обезопасить себя со стороны Балкан. Здесь создавалась невыгодная для Германии ситуация. В Югославии к власти пришло правительство, ориентированное на СССР, а в Греции укрепляли свои позиции англичане.

6 апреля 1941 года в 6.45 немецкая авиация атаковала Белград. Немецкие войска вторглись в Югославию и в Грецию. В Балканской операции был задействован 4-й воздушный флот Германии, В его составе действовали все подразделения Люфтваффе, у которых на вооружении был бомбардировщики Do.17Z. Плюс, в Болгарии базировались разведчики Do 17 H3 2.(F)/11. В отличие от британского, в балканском небе у бомбардировщиков Дорнье не было серьезных противников. Истребительные силы Югославии и Греции в основном состояли из устаревших самолетов. Здесь полномасштабное использование Do 17 вполне оправдано. Замечу, что во время боев на Балканах в 1941 году бомбардировщики и разведчики Do.17 применялись обеими сторонами.

Do.17 Югославских ВВС
Do.17 Югославских ВВС

Немцы не могли спокойно чувствовать себя на Балканах, пока Крит находился в руках Британской империи. В условиях превосходства британского флота на Средиземном море остров представлял собой отличный плацдарм для их контрнаступления. Но господству на море немцы решили противопоставить свое в воздухе.

Do.17 в Греции
Do.17 в Греции

Германское командование решило захватить Крит силами седьмой воздушно-десантной дивизии при поддержке двух авиационных корпусов (V11I и XI) 4-го Воздушного флота. Бомбардировщики Do.17 принимали участие в этой операции, под условным названием "Меркурий". В их задачу входили не только действия против наземных целей, но и удары по кораблям противника. Первые бомбардировки Крита немецкая авиация начались еще в конце апреля. 20 мая 1941 на острове был высажен парашютный десант, а затем транспортными самолетами переброшено вооружение и более 10 тысяч солдат.

К началу июня 1941 года немцы полностью овладели Критом. И генерал Рихтгофен, командующий восьмым авиационным корпусом, оценивая действия своих летчиков над Критом, мог с гордостью сказать: «...Мы одержали большую решающую победу, мы окончательно доказали, сколь уязвим флот на море в пределах радиуса действия Люфтваффе...»

После того как Германия обезопасила себя со стороны Балкан, ничто более не мешало ее нападению на Советский Союз. Почти за полгода до нападения разведывательные самолеты Do 17 уже совершали полеты над территорией СССР. Обычно приводят в пример спецподразделения воздушной разведки полковника Ровеля, которое начало действовать на западной границе СССР в январе 1941 года.

В конце августа 1940 года экипажи двух Do.17 получили секретное предписание перелететь на аэродом Банак, на севере Норвегии. Там они вошли в состав особой разведывательной авиагруппы "Норд". В их задачу входила разведка северных территорий и советского Заполярья. В начале октября 1940 года немецкие самолеты-разведчики Do.17P пересекали границу Советского Союза и фотографировали Мурманск.

Do.17 на Восточном фронте
Do.17 на Восточном фронте

22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз, на финской границе все еще было мирным и спокойным. Но немецкие Do 17P продолжали вести разведку вдоль железной дороги Мурманск - Кандалакша. 24 июня 1941 года Финляндия вступила в войну.

В нападении на Советский Союз участвовали бомбардировщики Do 17Z из I и III/KG 2, а также III/KG 3 . До 10 июля 1941 года штаб и 1-я Группа KG 2 базировались на аэродроме Сувалки в Польше. Затем, по мере продвижения немецких войск вглубь советской территории, они действовали последовательно с аэродромов Сильце (до 1 августа), Веретени (до 30 августа), Рельбицы (до 1 октября) и Витебск (до 1 ноября).

К концу 1941 года последние крупные подразделения Люфтваффе, летавшие на самолетах Do.17Z были перевооружили на новые Do 217 Е и Ju 88.

Небольшое количество Do 17Z оставалось на вооружении Люфтваффе до конца войны, но использовались они только в качестве вспомогательных, испытательных или учебных самолетов.

На восточном фронте сами немцы применяли бомбардировщики Do 17Z только в первые месяцы войны, и очень скоро заменили их более совершенными самолетами Юнкерс Ju.88 или Дорнье Do 217. Тем не менее, некоторое количество Do 17 еще долго оставались на советском фронте. Бомбардировщики Do.17Z использовали в войне против СССР союзники Германии. Пятнадцать таких самолетов находилось в финских ВВС, и почти столько же состояли на вооружении одной хорватской эскадрильи.

хорватский Do.17
хорватский Do.17

По заявлениям хорватских летчиков, за всю кампанию на восточном фронте они совершили 1247 боевых вылетов, уничтожили на земле 245 танков, 581 грузовик, 307 артиллерийских орудий и "бесчисленное" количество солдат противника. А их собственные потери составили 5 бомбардировщиков Do.17Z и 20 человек летного состава.

Финляндия после "зимней" или советско-финской войной 1940 года, охотно поддержала немецкий "натиск на Восток", став союзником Германии в войне. Военную технику для своей армии финнам в основном приходилось закупать за границей. Авиация Финляндии была собрана буквально с миру по нитке, и была смесью из устаревших английских, французских, голландских, американских и трофейных советских самолетов. Поэтому становится вполне рейхсмаршал Геринга 11 ноября 1941 года подарил финским военно-воздушным силам пятнадцать самолетов Дорнье Do 17Z и в придачу к ним 300 тонн бомб.

финский Do.17
финский Do.17

"Дорнье", которые получила Финляндия,были не новыми, Они уже повоевали некоторое время в частях Люфтваффе. Но полученные самолеты еще далеко не выработали свой ресурс.

Из пятнадцати финских «дорнье» пять самолетов были модификацией бомбардировщика: три - Do 17Z-1 и два - Do 17Z-2; девять - разведчика-бомбардировщика Do 17Z-3, и модификация еще одного неизвестна. Самолеты перекрасили в финский камуфляж, дали финские опознавательные знаки (голубая свастика в белом круге), бортовые номера (от DN-51 до DN-65).

Боевое крещение произошло 5 апреля 1942 года. В этот день финны совершили налет на советский аэродром Сегежа (Sekehen) на мурманской железной дороге. И эскадрилья финских "Дорнье" в полном составе приняла в нем участие.

До начала следующего 1943 года финские «дорнье» не имели боевых потерь. Но два Do 17Z-3 (DN-60 и DN-62) потерпели аварию и были списаны.

19 февраля 1943 года пять Do 17Z участвовали в очередном налете на советский аэродром в Сегежи. Самолеты вылетели в сумерках, в 21:00, на пять часов позже плана. На обратном пути погода внезапно испортилась, и два Do 17Z (DN-53 и DN-65) не смогли найти своих аэродромов и разбились. Еще два получили в этот день серьезные повреждения.

Следующей крупной акцией 46-й эскадрильи стало участие восьми Do 17Z в налетах, направленных против карело-финских партизан, отряды которых сосредотачивались для прорыва через линию фронта в районе селения Лехта, западнее Беломорска (Сороки).

9-10 июня 1944 года началось наступление советских войск на Карельском перешейке. 11 июня 1944 года стал "черным днем" для 46-й эскадрильи финских "дорнье". Три Do 17Z не вернулись обратно. Два из них (DN-54 и DN-56) сбили советскими зенитчики. И еще один (DN-61) сбили свои же, финские, зенитчики.

Пережили войну только пять финских «дорнье». Один из них - Do 17Z-1 (DN-57) - использовался после войны в качестве учебно-тренировочного самолета. Остальные четыре - Do 17Z-3 (DN-52, -55, -58 и -64) использовались для аэрофотосъемки. DN-58 пережил всех, 13 сентября 1948 года он в последний раз поднялся в воздух.

Мнение.

Дело в том, что Do.17 очень сильно уступал в бомбовой нагрузки Не.111, а в точности пикирующий Ju.88 был лучше. Да и скорость у него была повыше. Так что распоряжение Люфтваффе о прекращении выпуска "Дорнье" в пользу "Юнкерса" и "Хейнкеля" выглядит вполне оправданным. Чистая конкуренция и ничего личного.

Получается, что судьба бомбардировщика Дорнье ничем не отличается от судьбы других самолетов предвоенного периода. Они очень быстро устарели и были замены более совершенными образцами.

сбитый Do.17
сбитый Do.17

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!