Ох, люблю я рассказывать об Африке. И сегодня расскажу об одной весьма интересной африканской стране. А именно - об Либерии. Уникальном государстве, основу которого составили обретшие свободу американские негры-рабы.
Итак, история ныне пятимиллионной Либерии началась еще в 1810-е годы. Тогда многие белые расисты в США озадачились вопросом - как бы им от негритянского населения избавиться побыстрее. Ибо свободных негров в США с каждым годом становилось все больше и больше. Кто-то сбежал от плантаторов в северные штаты. Кто-то умудрялся из рабства выкупиться или был хозяевами освобожден за какие-то дела.
В любом случае, такая ситуация с черными вольноотпущенниками крайне не нравилось сторонникам концепции America for whites only - "Америки только для белых". Потому и решили англо-саксы отправить своих темнокожих вчерашних невольников на историческую родину. То бишь, в Африку.
Закавыка сложилась в том, что большинство негров вообще не знало, откуда именно, из какого места в Африке, их или их предков некогда вывезли работорговцы.
А потому в качестве точки возврата выбрана была англо-саксами та самая Либерия (от латинского liberis - "свободный") - кусок земли около 13 тысяч квадратных километров в западной Африке, что американцы подешевке выкупили у местных аборигенов.
Да-да, по своему обыкновению, янки купили у местных вождей этот кусок земли за сущие копейки - за товары общей стоимостью в пятьдесят баксов, не более :)
Именно сюда в 1822-м году и была отправлена кораблями первая партия негров с американского юга. Тогда казалось: продвинутые по сравнению с местными аборигенами вчерашние рабы-трудяги легко смогут создать в Африке весьма процветающее государство. Понятное дело, сателлит Вашингтона.
Либерия со столицей Монровией (в честь американского президента Джеймса Монро) была объявлена "независимым" государством уже в 1847-м году. Разумеется, под колпаком США - иначе безжалостные европейские колонизаторы ее б в одну ночь стерли с лица земли.
В итоге Либерия, наряду с Эфиопией, оказалась одним из всего двух африканских стран, что никогда не носили статуса европейских колоний. Факт сей отражен на скопированном с американского флаге Либерии, где красуется the lone star - одинокая звезда (совсем как у Техаса).
Но смогли ли бывшие рабы найти свое место под солнцем черного континента? Рассказываю.
Начну сразу с того, что бывшие рабы в Африку вообще не особо охотно двинулись. Им лучше казалось в родных Штатах жить под сегрегацией, чем где-то саванну с мухами це-це на пару осваивать.
Немногие же американские негры, все-таки обосновавшиеся в Либерии, перетянули сюда все привычные им атрибуты знакомого американского общества. Придумали предельно похожие на американские гимн, герб, флаг, конституцию. Ввели свой доллар, английский язык. И разумеется не забыли о slavery - то бишь, о рабстве :) Ну как же без рабства-то а?
Причем, как нетрудно догадаться, обратили в рабство бывшие американские рабы коренных же жителей Либерии. Заодно присвоив себе землю бедолаг. Вот так вот - поистине говорят, раб мечтает не о свободе, а о своих рабах...
Американские негры захватили все руководящие важные посты в Либерии, близко не подпуская к оным "второсортных" аборигенов. Что привело к целой серии восстаний. А в конечном итоге, к кровавой затяжной гражданской войне всех против всех, длившейся с 1989-го по 2003-й гг.
Как сегодня живет Либерия
Сегодня Либерия, несмотря на такой казалось бы выгодный старт и хорошее географическое расположение - одно из беднейших государств Африки и всего мира (топ-3 по бедности). Более 80% либерийского взрослого трудоспособного населения вообще не имеет никакой работы.
Хорошим доходом тут считается заработок всего один доллар в день. Каннибализм стал не таким уж и редким для Либерии явлением. Улицы либерийских городов завалены мусором.
Тот же океан либерийцы воспринимают как огромное отхожее место - великолепные пляжи страны длиною в 500 км обращены в настоящие огромные туалеты под открытым небом. Туда же прямиком в океан направлена и вся канализационная система Либерии.
Нормальных дорог не увидеть даже в самой столичной Монровии с ее миллионом жителей - только невероятный хаос пробок из смешения старых автомобилей, нелепых тук-туков, непонятных грузовичков.
Одна из немногих возможностей сносно помыться и набрать запас чистой воды для обычного либерийца - это хороший проливной дождь. К счастью, в здешних тропических местах нередкий.
Электричество тут часто отключают ночью, а иногда и днем. Местный интернет настолько медленный, что едва получается емейлы отправлять. Местные школьники и студенты вполне привыкли учиться при свете свечей.
По селам страны толпами блуждают child soldiers - дети-солдаты, т.е дети и подростки, которым враждующие армии раздали оружие и которых зачислили в свои ряды.
Центральная власть в Либерии принадлежит как правило жестоким диктаторам, что сидят по пять-шесть сроков подряд. На местах же нередко рулят полевые командиры, что часто центр вообще ни в грош не ставят. Как например, тот же легендарный людоед Джошуа Блайи, известный под прозвищем General Butt Naked - «Генерал Голая Задница» - за привычку ходить в бой совершенно ню, если не считать башмаков на ногах.
Понятное дело, сами американцы о своем провальном африканском проекте давно уже забыли. Хотя время от времени пытаются государству бывших рабов помогать небольшими суммами денег.
Впрочем, сами либерийцы отлично о своем американском происхождении помнят. И старательно продолжают копировать штатовские привычки и традиции. В Либерии иногда кажется, что ты не в Африке находишься, а где-то просто в особо глухом американском углу. Да-да, американские флаги повсюду. Не реже родных либерийских.
В угоду Америке либерийцы по сей день упорно отказываются от прогрессивной метрической системы. И сохраняют совершенно устаревшую американскую систему, измеряя все в футах-милях-галлонах. Христианские верования местных прямиком из Штатов пришли - методисты, пятидесятники.
Полицейские в Либерии тоже носят форму, предельно напоминающую форму стражей порядка в Нью-Йорке.
Либерию я б одним словом так охарактеризовал - государство победившего свободного мусора... Как оказалось на горьком опыте либерийцев, американская модель государства в конечном итоге совершенно провальна.