Найти тему
NewMan

Emerson, Lake & Palmer

Оглавление

Ну чтобы как-то закольцевать тему прога, как тут не вспомнить про моих любимых Emerson, Lake & Palmer, тем более, что мир прога тесен и герой моей последней статьи об этом жанре - Билл Бруффорд барабанил в King Crimson, где также был и Грег Лейк.

Сейчас временно включу пафос и со всей ответственностью заявлю, что Emerson, Lake & Palmer - это моя большая юношеская любовь в этом жанре, а также и огромная печаль и даже незаживающая рана в сердце.

-2

В 2016 году ушли из жизни сразу два участника этой замечательной группы, с разницей в несколько месяцев.

Грег Лейк, который долго мучился от проклятой онкологии и Кит Эмерсон, который покончил с собой.

Смерть Кита меня реально потрясла. И даже не только самим своим фактом, а еще и своей причиной. Вот совсем недавно, когда писал о Бруффорде, то отметил, что он (видимо почувствовав уже, что он не может в силу возраста быть таким же блистательным ударником, как раньше) просто ушёл на пенсию, перестал барабанить, начал писать книжки и возиться с внуками. При этом он замечательно себя чувствует и находится в полной гармонии с собой. Хотя ему было в этот момент чуть больше шестидесяти. А вот Кит Эмерсон так не смог. Он просто не мог представить своей жизни без игры.

-3

Кит застрелился, потому что чрезвычайно волновался о развитии дегенеративной болезни нервов руки, серьёзно затруднявшей его игру. Правая рука доставляла ему немало беспокойства последние несколько лет перед уходом из жизни . Приступы боли и сложность контролировать движение пальцев. Ему становились всё хуже и хуже с каждым годом. На 2016 год у Кита были запланированы несколько концертов в Японии, к которым он пытался готовиться. Несмотря на то, что был нанят дополнительный клавишник, чтобы поддержать Кита при необходимости и снизить интенсивность партий, которые ему придётся играть, он всё равно очень беспокоился о качестве этих выступлений. Он просто не хотел разочаровывать и подводить своих верных поклонников. Его бескомпромиссный перфекционизм и постоянные мысли о том, что он уже никогда не сможет играть как в молодости, привели его в конце концов, к столь печальному финалу. Он взял и застрелился.

Это я к тому, что Кит Эмерсон - ярчайший образец музыканта, который посвятил себя музыке целиком и без остатка и без нее своей жизни не представлял. Хотя было ему 70 лет, казалось бы, всё уже в своей музыкальной жизни он сделал, пиши книжки, учи других, нянчи внуков, грейся на солнышке и вспоминай былые годы. Но нет. Это все явно не про Кита Эмерсона.

Снимаю перед ним воображаемую шляпу!

Выскажу свою личную точку зрения, впрочем, никому её не навязывая. Если поступок Бруффорда вызывает у меня понимание и уважение, то поступок Эмерсона вызывает у меня уважение и даже, выражась высокопарно - преклонение. Я не говорю 'одобрение' - я говорю "преклонение", а это разные вещи. Разумеется, такого одобрить нельзя. Нам с вами даже понять этого нельзя, потому что при всём уважении к читателям, вряд ли тут это читают такие великие музыканты, как Кит Эмерсон. Но тем не менее, понимание у меня его поступка всё же есть. Человек просто не сумел и не захотел жить в том понимании, в котором он представлял свою жизнь, а именно без творчества и музыки.

-4

-5

-6

______________

Про историю группы ELP очень уж подробно рассказывать не буду, кому интересно или если кто не знает, тот может сам почитать об этом в интернете.

Если кратко - Emerson, Lake & Palmer (ELP) — новаторская и влиятельная прогрессив-рок-группа, возникшая в начале 1970-х годов. В состав группы входили три музыканта-виртуоза — клавишник Кит Эмерсон, гитарист, басист и вокалист Грег Лейк и барабанщик Карл Палмер. Группа объединила классическую музыку, джаз, рок и электронные элементы, чтобы создать уникальное симфоническое звучание, которое революционно раздвинуло границы рок-музыки.

Мастерство Кита Эмерсона в игре на клавишных, в том числе в использовании синтезатора Moog, сделало его одним из пионеров прогрессивного рока. Задушевный вокал Грега Лейка и гармоничные басовые партии придали их музыке сильный, душевный и мелодичный элемент, а виртуозная и динамичная игра на барабанах Карла Палмера обеспечила превосходную ритмическую основу.

Музыка ELP была известна своими сложными и амбициозными композициями, в их рок-аранжировках часто использовались классические произведения таких композиторов, как Мусоргский, Бах, Прокофьев и Стравинский. Их одноименный дебютный альбом 1970 года сразу сделал их великой силой на сцене прогрессивного рока.

Их живые выступления были легендарными, они отличались тщательно продуманными сценическими декорациями и умопомрачительными импровизациями. Тур группы 1973 года включал в себя массивный синтезатор, изготовленный по индивидуальному заказу для Emerson, который стал культовым символом их концертов.

ELP оставили неизгладимый след в жанре прогрессивного рока. Их альбомы, такие как «Tarkus», «Brain Salad Surgery» и «Trilogy», остаются влиятельными, а их сочетание рока и классической музыки продолжает вдохновлять музыкантов всех жанров. Эмерсона, Лейка и Палмера помнят как пионеров прогрессивного рока и как группу, которая раздвинула границы того, чего могла достичь рок-музыка.

Про Грега Лейка как нибудь обязательно напишу статью, потому что его творчество - это не только ELP.

В память об Ките Эмерсоне, гениальном клавишнике, просто дам по своему личному выбору некоторые выдающиеся вещи из ELP. Потому что основное творчество Кита - это и есть эта самая группа! 👇

-7

Вот один из первых концертов ELP - 1970 год 👇

Концерт 1977 год 👇

А вот здесь - последний концерт ELP - 2010 год 👇

Итак.... Погнали!!

16 любимых моих треков из репертуара ELP.

Выбраны без претензии на полный охват творчества этой группы. Исключительно под настроение

______________________

1) “From the Beginning”

Как это ни покажется странным, но начну я свой обзор даже не эпохально - грандиозных клавишных опусов Эмерсона, а вот с этой достаточно необычной для них вещи. Просто потому, что я её очень люблю. Я ее играл на гитаре и сын мой, тот который самый музыкальный из всех моих сыновей, её тоже любит и играет, да ещё и поёт. Потому что он играет на гитаре вполне вероятно не хуже чем я, а поёт уж точно значительно лучше меня.

«From the Beginning» — прекрасно написанная песня, демонстрирующая мягкую, даже нежную и очень мелодичную сторону Emerson, Lake & Palmer. Выпущенная в 1972 году на альбоме «Trilogy», эта песня является свидетельством универсальности группы и способности создавать эмоционально резонансную музыку.

Поэзия «From the Beginning» исследует темы любви, уязвимости и сложности отношений. Вокал Грега Лейка нежный и проникновенный, передает всю глубину эмоций, описанных в текстах песен. Послание песни отражает чувство тоски и желание вновь обрести любовь.

В музыкальном плане "From the Beginning" представляет собой аранжировку с участием акустической гитары, которая создает теплый и привлекательный фон для вокала Лейка. Вклад Кейта Эмерсона включает в себя тонкие прикосновения к клавишам, которые усиливают атмосферу песни, не затмевая ее мелодическую основу.

«From the Beginning» — это отход от более сложных и прогрессивных композиций группы, но он демонстрирует их способность создавать запоминающиеся и доступные песни. Песня стала любимейшей среди поклонников группы и обязательной частью ее живых выступлений, демонстрируя их диапазон как музыкантов и авторов песен.

Непреходящая привлекательность песни заключается в ее простоте, эмоциональной глубине и подлинной связи, которую она создает со слушателями. «From the Beginning» является вечным примером способности Emerson, Lake & Palmer создавать музыку, которая находит отклик в душах и сердцах.

2) "Abaddon’s Bolero" (из Trilogy, 1972)

И вот ещё одна моя любимейшая вещь у ELP!

В каждом из восьми повторений эта простая, но чрезвычайно эффективная тема разрастается до поистине эпических размеров

Болеро в лучших традициях этого жанра и лично для меня вровень с болеро Мориса Равеля. Я очень люблю лежать под него на даче в гамаке и пока жена копает грядки ржавой лопатой, закрыв глаза, представлять, что я где-то в пустынях Аравии.. Что слышу дальние звуки приближающегося каравана, что караван проходит мимо меня, вдохновляет своим экзотическим великолепием и скрывается где-то вдали за дымкой горизонта.... Открываю глаза...никакой тебе Аравии, лишь нескончаемые грядки и до боли знакомый любимый зад любимой жены, обтянутый дачными трениками. Вот это и называется - крах мечты об суровую реальность. 😪

3) “Lucky Man”

Культовый трек, демонстрирующий способность Эмерсона, Лейка и Палмера сочетать элементы рока и прогрессива в запоминающейся и вечной песне. Песня, вошедшая в их одноименный дебютный альбом в 1970 году, стала одним из их фирменных произведений и остается классикой жанра прогрессив-рока.

Стихи «Lucky Man» рассказывают историю одновременно и счастливой случайности и трагедии. Эта песня противопоставляет простые радости жизни и непредсказуемости судьбы. Эмоциональный вокал Грега Лейка и игра на акустической гитаре добавляют песне элемент фолк-рока, а использование Китом Эмерсоном синтезатора Moog привносит футуристический и потусторонний аспект. Песня примечательна культовым синтезаторным соло Эмерсона на Moog, которое было одной из первых рок-записей, где использовался этот новаторский инструмент.

«Lucky Man» — это не только песня, демонстрирующая техническое мастерство группы, но и их способность создавать эмоционально резонансную музыку. Музыку, которая заставляет слушателя задуматься.

______

Совершенно новая версия песни “Lucky Man” из репертуара Emerson, Lake & Palmer была записана совсем недавно сыном Кита Эмерсона - Аароном.

Аарон Эмерсон (Aaron Emerson) не просто спродюсировал запись, собрав музыкантов и разобравшись с вопросом авторских прав, но и воспроизвёл характерное «муговское» соло своего отца, звучащее в конце песни.

Посмотрите его стилизованное под ч/б видео 👇

4) “Tarkus”

А вот как играет эту вещь японский симфонический оркестр 👇

Просто эпическая композиция, занимающая всю первую сторону одноименного альбома Emerson, Lake & Palmer 1971 года!

Эта многочастная сюита представляет собой вершину прогрессивного рока, демонстрируя виртуозность группы и склонность к замысловатому повествованию посредством музыки.

Заглавный трек «Tarkus» представляет собой концептуальную пьесу, рассказывающую о путешествии мифического существа по имени Таркус, представляющего собой комбинацию броненосца и танка. Тексты песен, хотя и не вполне ясны, но дают представление об этой сюрреалистической и фантастической истории. Инструментальные части сюиты - это то, где ELP действительно сияет: клавишные Кита Эмерсона, бас Грега Лейка и барабаны Карла Палмера отправляют слушателя в завораживающее и фантастическое путешествие.

В музыкальном плане «Таркус» представляет собой образец сложных тактовых размеров, инновационных звуковых текстур и мастерского исполнения. Клавишная игра Кита Эмерсона, включая использование синтезаторов, раздвигает границы того, что было возможно в рок-музыке той эпохи. Игра Карла Палмера на барабанах громоподобна и точна, а вокал и игра на бас-гитаре Грега Лейка обеспечивают прочную основу для всей этой темы.

«Таркус» часто называют одним из величайших достижений прогрессивного рока, жанра, известного своими сложными и длинными композициями. Он остается фаворитом поклонников и является свидетельством способности группы создавать грандиозные и захватывающие музыкальные впечатления.

5) “Karn Evil 9: 1st Impression – Part 2”

Замечательная композиция, которая является частью большой сюиты с альбома ELP 1973 года «Brain Salad Surgery». Эта эпопея прогрессивного рока является ярким примером склонности группы к сложным аранжировкам и амбициозным повествованиям.

Тексты «Karn Evil 9: 1st Impression – Part 2» рисуют антиутопическую картину футуристического мира, в котором доминируют машины и технологии. Повествование песни исследует темы человеческого существования, искусственного интеллекта и последствий технического прогресса.

В музыкальном плане эта пьеса представляет собой проявление силы, в ней представлены виртуозные навыки игры на клавишных Кита Эмерсона, громовая игра на барабанах Карла Палмера, а также мощный бас и вокал Грега Лейка. Композиция органично объединяет различные музыкальные стили, от классики до рока, и демонстрирует использование Эмерсоном синтезаторов и инновационных звуковых эффектов.

Сюита «Karn Evil», ключевой частью которой является «1st Impression – Part 2», известна своим нестандартным, прогрессивным и авангардным подходом к рок-музыке. Сложные инструментальные пассажи, сложные тактовые размеры и тематическая глубина этого произведения укрепили его статус классики в каноне прогрессивного рока. Она просто раздвинула границы рок-музыки!

6) “Trilogy”

«Trilogy» — заглавная песня с альбома Emerson, Lake & Palmer 1972 года, являющаяся ярким примером способности группы сочетать классические влияния с чувством настоящего рока.

Тема сложна и многогранна, состоит из трех отдельных частей, плавно перетекающих друг в друга. Он начинается с нежного и мелодичного фортепианного вступления Кейта Эмерсона, демонстрирующего его классическое образование. Средняя часть представляет собой динамичный инструментальный отрывок, движимый басом Грега Лейка и барабанами Карла Палмера. Заключительная часть возвращается к безмятежной фортепианной мелодии, подводя произведение к гармоничному завершению.

Одной из выдающихся особенностей «Trilogy» является использование Китом Эмерсоном синтезатора Moog, который добавляет к композиции слои звуковых текстур и неземных звуковых ландшафтов. Мастерство игры на клавиатуре Эмерсона проявляется в полной мере, а его способность создавать сложные и эмоциональные музыкальные пейзажи является определяющим аспектом этой вещи.

7) “Fanfare for the Common Man”

Мощная и впечатляющая инструментальная композиция, впервые выпущенная на альбоме Emerson, Lake & Palmer 1977 года «Works Volume 1».

Еще один пример способности группы объединить элементы классики и рока в связное и захватывающее музыкальное произведение.

Само название песни является отсылкой к знаменитому одноименному произведению американского композитора Аарона Копленда.

Интерпретация Emerson, Lake & Palmer берет фанфары Копленда и превращает их в динамичную и электризующую рок-аранжировку.

Синтезатор придает произведению футуристический и космический характер. Бас Грега Лейка и перкуссия Карла Палмера создают ритмичную и драйвовую основу, а соло Эмерсона на органе и синтезаторе поднимают композицию на новую высоту.

«Fanfare for the Common Man» — это не только демонстрация технического мастерства, ставший классикой прогрессивного рока, но и настоящий гимн, который был очень популярен на живых выступлениях ELP.

8) “Jerusalem”

Очень люблю эту вещь!

Она у меня даже на сигнале вызова стоит от жены. Мои чувства к ней также возвышенны и величавы. Правда на другой симке для её же вызовов стоит очень тревожная мелодия Jesus Christ Superstar - Heaven on their minds. Потому что обычно её звонки ничего хорошего не сулят.😕 Вот так и разрываюсь между тревогой и возвышенностью! 😊 Вот она, эта тревожная мелодия, если кто забыл👇

«Jerusalem» — мощнейший гимновый трек, вошедший в альбом Emerson, Lake & Palmer 1973 года «Brain Salad Surgery». Текст песни взят из стихотворения Уильяма Блейка. ("Иерусалим" (англ. And did those feet in ancient time…) — стихотворение Уильяма Блейка из предисловия к его эпической поэме «Мильтон»). Положенное на музыку в 1916 году композитором Хьюбертом Пэрри, оно получило широкую известность как гимн «Иерусалим» и стало неофициальным гимном Англии.

Эту вещь очень любят английские футбольные болельщики. 👇

Послание песни – это надежда, обновление и видение светлого будущего.

Вокал Грега Лейка властный и страстный, текст - духоподъёмный!

Грандиозная аранжировка, в которой важную роль играет клавишная игра Кита Эмерсона. Ощущение эпического величия!

9) “C’est la Vie”

Очень запоминающая мелодия и очень проникновенный текст!

Восхитительный и мелодичный трек из альбома Emerson, Lake & Palmer 1977 года «Works Volume 1». Песня демонстрирует более доступную и поп-ориентированную сторону группы, показывая запоминающиеся мелодии и характерный вокал Грега Лейка.

В текстах песни «C'est la Vie» затрагиваются темы любви и жизни, а фраза «C'est la vie» на французском языке переводится как «Такова жизнь». Послание песни отражает чувство смирения и принятия взлетов и падений, которые сопровождают любовь и существование.

В музыкальном плане в «C'est la Vie» заметное место занимают акустическая гитара и фортепиано, что придает композиции легкость и свежесть. Вокал Грега Лейка теплый и привлекательный, а тексты песен наполнены искренностью и размышлениями. Клавишные игры Кита Эмерсона добавляют аранжировке изящных украшений, усиливая общее очарование этой песни.

10) "Knife-Edge" (из Emerson, Lake & Palmer, 1970)

Грег Лейк демонстрирует свои навыки композитора и продюсера в этой песне, которая была написана и записана, когда работа над их дебютным альбомом уже подошла к концу. Если ограничиться перечислением основных компонентов, то это использование Лейком простых, но эффективных студийных методов, таких как студийная реверберация и изменение скорости воспроизведения (или vari-speed), что приводит к корректировке высоты тона.

Все это реально создает напряженную драму.

11) “Take a Pebble”

Эпическая и сложная композиция из одноименного дебютного альбома Emerson, Lake & Palmer, выпущенного в 1970 году.

Текст «Take a Pebble» рисует яркую картину природы и душевного самоанализа. Образы гальки, реки и дерева отражают чувство созерцания и взаимосвязанность человека с миром природы. Вокал Грега Лейка эмоционален и задумчив, усиливая лирическую глубину песни. В музыкальном плане «Take a Pebble» представляет собой путешествие по различным музыкальным манерам и жанрам, включая акустическую гитару Грега Лейка, сложную фортепианную игру Кейта Эмерсона и динамичную игру на барабанах Карла Палмера. Здесь и элементы классической музыки, и джаза и рока. Еще одна демонстрация универсальности группы и их готовности экспериментировать с различными стилями.

12) “Still… You Turn Me On”

Неожиданно романтическая и интимная песня из очень сложного и мозгокрутного альбома 1973 года «Brain Salad Surgery». Трек выделяется своей простотой и эмоциональным вокалом Грега Лейка, что делает его пронзительной и проникновенной композицией.

Хотя аранжировка и может показаться менее сложной по сравнению с некоторыми другими композициями группы, но она подкупает своей способностью передавать чистые и подлинные эмоции

13) "Toccata" (из Brain Salad Surgery, 1973)

Смелая аранжировка четвертой части фортепианного концерта аргентинского композитора Альберто Джинестеры 1961 года. 👇

Легко понять, почему  Кит Эмерсон считал эту композицию самым сложным треком, над которым работала ELP.

Включаю пафос 😱

//Колеблясь между полярностями головокружительной динамики и резко контрастирующих гармоник, тонкое соло Палмера завершает это поистине шокирующее и трепетное звучание// (видали, мистер Цалер?.... я тоже могу изъясняться подобным образом 🤣)

Пафос выключаю 😊

14) "The Endless Enigma" (из Trilogy, 1972)

Вот тут Кит играет это своё знаменитое фортепианное соло 👇

В переводе с неродного бусурманского на родной - русский вещь называется - "Бесконечная загадка'.

Для меня действительно загадка, как это ELP  удавалось объединять, казалось бы, разрозненные элементы в нечто одновременно связное и мощное?

Тут охватывается за первые две минуты больше музыкальных приёмов и жанров, чем некоторым удалось бы за весь альбом.  Ко всему прочему, здесь один из лучших вокалов Грега Лейка!

15) "Pirates" (из Works, 1977)

Первоначально написанный для отмененного кинопроекта, кинематографический ролик Works Volume 1 объединяет корабль ELP и его могучую команду в яркой, высокопарной фантазии.

Благодаря энергичному вокалу Грега и и ударным канонадам Карла корабль ELP с командой музыкантов на борту, вдохновленный Стравинским, пробивается сквозь бурные волны.

Духовые фанфары, струнные инструменты, громкие синтезаторы. Короче, всё как надо для эпичного звучания. 

16) "The Hut of Baba Yaga" - Mussorgsky - (из «Картинок с выставки», 1971)

В одном из лучших концертных альбомов той эпохи, ELP, во всей своей эпичной помпезности!

Он лихо взбудоражил публику в Ньюкасле, работая на полную мощность и почти реально выпотрошив орган Hammond!

Вот тоже из "Картинок с выставки"! 👇

И вот! 77 год. 👇

И вот! 71 год. 👇

_________________

-8

Рад был, если вам рассказал вам что-нибудь ранее неизвестное и дал послушать и посмотреть что-нибудь для вас интересное

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

(* - все фотографии из открытых источников)