Найти тему
Ветеран ВПК

Новая рубрика

Выпуск 16. Эволюция по-американски.

Генри Форд: «Конструкторы, славные ребята, создали многофункциональные истребители, а вот генетики, эти разболтанные умники, не справились с селекцией многофункциональных пилотов».

F-15EX является наиболее продвинутой версией самолёта F-15. Боевая нагрузка F-15EX составляет 13 тонн. Общее количество ракет класса «воздух-воздух» у F-15EX может достигать 22-х единиц.
F-15EX является наиболее продвинутой версией самолёта F-15. Боевая нагрузка F-15EX составляет 13 тонн. Общее количество ракет класса «воздух-воздух» у F-15EX может достигать 22-х единиц.

Любой универсальный инструмент всегда уступает по эффективности специализированному. Истребитель-бомбардировщик — это самолёт, который в воздушном бою более неуклюж и уязвим, чем чистый истребитель, и несёт меньше вооружения, чем чистый бомбардировщик

И вот смотришь на эту фразу, и думаешь, как тот осёл по фамилии Буриданов, - почему же он так популярен? Особенно в европейских странах, где ВВС на 90% состоит из истребителей-бомбардировщиков. А собака, оказывается, не глубоко зарыта. Ну, во-первых.

Тяжелые самолеты-истребители или истребители-бомбардировщики объединяют в себе полетную мощность и летные качества истребителей – высокую боевую скорость и скороподъемность, большую максимальную высоту полета, хорошую маневренность – и качества легких и средних бомбардировщиков – большую дальность полета, хорошее вооружение, высокую грузоподъемность, обширное электронное и радиолокационное оборудование. В своих боевых возможностях они отличаются высокой многогранностью. К числу их целевого назначения, кроме всего прочего, относятся действия по перехвату и штурму наземных целей, поиск подводных лодок, поддержка соединений кораблей и наземных боевых операций, боевое использование в качестве истребителя сопровождения или самолета-разведчика. Вооружение и оборудование соответственно отвечает поставленным задачам. Радиолокационные установки стандартные; вооружение состоит, как правило, из крупнокалиберных пушек и ракет (класса „воздух-воздух“ или „воздух-земля“), а также бомб и торпед в качестве бомбардировочного вооружения. Так как в фюзеляже этих военных самолетов нет свободного места, то бомбы, ракеты и дополнительные баки с топливом подвешены под и на концах крыльев. Скоростные показатели тяжелых истребителей-бомбардировщиков находятся между числом Маха 0,2 и 2, максимальная высота полета – от 15 000 до 20 000 м, дальность полета – от 1500 до 4500 км.

И, во-вторых – эффект два в одном. Два однотипный самолёта содержать и эксплуатировать всегда дешевле, чем разные машины, что весьма существенно для стран с ограниченным военным бюджетом.

Ведь недаром же классический истребитель-бомбардировщик F-4 отметился на службе в ПВО разных стран и даже гонялся за МиГ-25-м, правда, безуспешно.

У многоцелевого самолёта есть ещё один незаметный, но существенный недостаток. Вот как об этом говорил О.С.Самойлович: «…Прежде всего, мы слишком много уступили военным в части номенклатуры вооружения (около 30 типов бомб, неуправляемых реактивных снарядов и управляемых ракет) и радиоэлектронного оборудования. Во-первых, это привело к тому, что вес машины начал расти. Военные никак не хотели понять, что самолет не может заниматься всем. Во-вторых, это вызвало резкое увеличение объема летных испытаний (для получения зачета требуется несколько реализаций для каждого вида вооружения). В-третьих, чтобы управлять всем этим вооружением у штурмана имелось примерно 160 кнопок, переключателей и т. п. Человек не может освоить все эти манипуляции. Вполне естественно поэтому, боевые полки Су-24 начали разделяться по назначению: один предназначался только для применения бомбового вооружения и неуправляемых ракет, второй - для применения управляемых ракет с одной системой управления, третий - с другой. Но при этом каждый самолет "суженной специализации" "носил на себе" все остальное оборудование!»

Как говорил по этому поводу великий мудрый Козьма Прутков – "Нельзя объять необъятное."