Найти тему
Древности нашей ойкумены

Как простые рабочие вершили судьбы политиков в Древнем Риме

Ну, как-как, скажете вы, брали штурмом Зимний. В смысле, на мечах вносили императора в Сенат. Верно, если говорить о легионерах. Рабочие в этих замесах не участвовали.

А вот в чем рабочие участвовали, так это в своей профильной работе. Так что сейчас мы поговорим о… малярах.

Прекрасные древнеримские фрески известны всем моим читателям. Также вы знакомы с таким видом стенной росписи как «избирательные надписи». Я неоднократно рассказывала, зачем их писали на стенах и как они выглядели. Сегодня хочу рассказать, как их писали и на что они влияли.

Но сделаем отступление в пользу тех самых прекрасных фресок и их создателей. Известно, что художники, расписывающие стены, в Помпеях работали целыми бригадами, в которых место было не только высококлассным живописцам, но и мастерам базовых операций, а также подмастерьям. Из-за особенностей высыхания поверхности стены под покраску, самих красок и наложения финальных защитных слоев на фреску работать приходилось отдельными участками, идя друг за другом. Кто-то ровняет стену слоями штукатурки, кто-то на уже высохшем участке штукатурке кладет фон, кто-то на сухой фон наносит контуры рисунка и так далее.

-2

Избирательная надпись – не простое объявление. От качества сделанной надписи зависела судьба баллотирующегося на муниципальную должность, поэтому их нанесение имело свои правила.

Во-первых, дорогое объявление имеет белый фон. Это значит, требовался мастер нанесения этого фона на стену - штукатур. Иногда фон наносили в виде прямоугольной таблички с «ласточкиными хвостами» по бокам – это стоило еще дороже.

-3

Объявления выборного года от зимы, когда проводилась избирательная кампания, до следующей зимы никто не удалял. В начале новой избирательной кампании труд штукатуров вновь был востребован в больших объемах. И этот труд требовал определенной квалификации, которой мастера настолько гордились, что в некоторых объявлениях сохранились их имена – чтобы организаторы и писцы знали, к кому обращаться за качественным фоном.

Во-вторых, для написания букв квалификации штукатура-маляра не хватало, требовался представитель иной специализации – писец-каллиграф. Их имена также фигурируют в подписях некоторых афишек – по той же самой причине. Часто набор имен повторяется. Это значит, мужики работали бригадами.

-4

Но писец не только выводил буквы имени кандидата, его характеристики и призыв отдать тому голос. Важно было скомпоновать надпись так, чтобы самое главное – имя – сразу же бросалось в глаза даже обычному прохожему.

Кстати, изучив начертание букв за несколько избирательных кампаний, археологи выяснили, что на шрифт существовала «мода». Например, надписи времен Республики тяжеловатые за счет толщины и некоторой брутальности букв. Эпоха Империи предпочитала шрифт изящный, тонкий.

-5

Эти надписи помогали слабо разбирающемуся в городской политике гражданину сделать выбор – часто встречающееся на стенах родного района имя кандидата вкупе с хвалебными характеристиками («сбережет казну», «починит все дороги», «печет отличный хлеб») оставались в памяти помимо воли читавшего.

Еще одно интересное наблюдение: кандидаты от одной семьи часто выбирали одних и тех же писцов или целые бригады.

-6

В общем, в отсутствие радио, телевидения и интернета агентство ОБС и настенные объявления играли большую роль в выборе кандидата на должность городского чиновника. Полагаю, подобная практика была распространена и в других городах Империи. А кто писал эти объявления? А? Вот то-то же!

Напоминаю, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!