Его еще называют порой «нулевой» vomit draft, что лишний раз подтверждает, что этот вариант не предназначен ни для глаз редактора, ни для глаз продюсера.
Первый драфт – самый трудный этап в работе над сценарием. Но, как и леса во время строительных работ, большинство страниц, реплик в конечном итоге исчезнут.;
Мною прочитаны десятки первых вариантов сценариев, я вывела для себя наиболее распространенные проблемные зоны и хочу поделиться с вами рекомендациями, где их искать как вылечить.
Я не буду сейчас подробно останавливаться на орфографических ошибках, опечатках, коих обычно множество в первых драфтах - другое дело, что зачастую эти ошибки путешествуют из драфта в драфт, из-за чего в итоге у редактора глаза стираются в мозоли и возникает сценарная идиосинкразия. Поэтому мой вам совет – проверяйте и исправляйте сразу.
А теперь по порядку. Поехали.
- Чрезмерная экспозиционность. Первые драфты сценария страдают излишней экспозицией, что ведет к потере структуры сюжета. Чаще всего первый акт затянут, завязка/провоцирующий инцидент/первое поворотное либо вообще исчезает, либо появляется ближе к середине сценария. Персонажи много говорят, рассказывают всю предысторию, здороваются, прощаются, "льют воду" на мельницу зрительской тоски. Создается ощущение, что сценаристу страшно запускать действие или он теряется в репликах своих персонажей. От этого сюжет топчется на месте, как нерешительный малыш, боящийся выйти из угла. Потому что «мама заругает».
Что надо сделать:
- вернитесь к структуре, к карточкам (или, если вы составляли, битшит/аутлайн/поэпизодник). Проверьте все ключевые и поворотные события - на месте ли они.
- Уверяю вас: первую половину и бОльшую часть середины сценария можно вырезать, сократить, сжать.
2. Паззл не сложился. Вроде, событий много, но они представляют собой разрозненные фрагменты, которые не складываются в единую линию, отражающую органичные постепенные этапы опыта Главного героя. То есть, при чтении не считывается взаимосвязь между событиями сюжета.
Что надо сделать:
- Проследите причинно -следственные связи: проверьте их с позиции «стороннего читателя», который ничего не знает ни о ваших персонажах, ни о сеттинге, ни о событиях мира героя. Насколько понятно человеку со стороны, как из события А вытекает Б, что является причиной события/слов/действий В?
- Есть ли смысловые мостики между сценами, событиями, действиями и словами персонажей? Найдите смысловые обрывы и придумайте, при помощи чего их можно ликвидировать? Стандартно это - действия, поступки, реплики и, конечно же, детали. Детали, художественные образы, визуальные метафоры способны объединить разрозненные сюжетные элементы.
3. Конфликт потерян. И не только он. Заявленные в первом акте проблемы, конфликты, ситуации таинственным образом обрывают, теряются, не находят своего продолжения.
Что надо сделать:
- Тут все просто: выписываем или отмечаем в карточках разными цветами все сюжетные линии, которые завязываются в первом акте, а затем прослеживаем каждую в отдельности: есть у подсюжетных линий свое развитие действия, своя кульминация (развязка должна быть не всегда и не везде).
4. Главный герой не активен, говорит много, но плывет брёвнышком по течению сюжета, а вокруг него развиваются события. Часто это происходит из-за того, что автор непреднамеренно усваивает точку зрения персонажа, также это возможно из-за неясной или неопределенной мотивации персонажей.
Что надо сделать:
- Проверяем, есть ли в сценарии сцены, в которых Герой принимает то или иное решение. Где герой вынужден самостоятельно делать выбор (держим в голове, что выбор – это плохое-плохое или хорошее-хорошее. То есть, при любом выборе Герой должен что-то потерять). Такие сцены -; всегда; ключевые.
- Ответьте себе на вопрос: насколько зрителям понятна мотивация персонажей? Есть ли логика, причинно-следственная связь; между поступками?
- Сколько у вас сцен, в которых события разрешаются каким-то чудесным образом, сами по себе, помимо героя? Сколько раз у вас с небес спускается; "Бог из машины; (термин Аристотеля, между прочим) и разруливает сюжетные коллизии? Подумайте, как их видоизменить так, чтобы вынудить Героя действовать и принимать решение.
5. Излишняя фрагментарность событий и сцен. События в сюжете, в Пути Героя носят эпизодический или локальный характер. Это означает, что события не вызывают больших и расширяющихся межличностных и тематических последствий.
Что надо сделать:
- Так как причина кроется в хаотичности повествования, нужно проверить: все ли сюжетные линии доходят до своих кульминаций, поддерживают ли они основную, главную сюжетную линию, ясна ли зрителю связь между событиями, Здесь поможет актуализация карточек.
6. Не простроена Арка Героя. В Арке Героя отсутствуют достаточно четкие этапы развития в середине истории или в целом в сюжетной линии.
Что надо сделать:
- Выделите события, отвечающие за трансформационную Арку Героя. Прослеживается ли связь причинно-следственная между ними, Скорее всего, что-то упущено здесь.
7. Отсутствует нарастание конфликта. Усложнение, эскалация конфликта после середины не убедительны, искусственны и надуманы. То есть, вклад конфликта в интенсификацию истории или сюжетной линии не подготовлен и не замотивирован тем, что происходит в первой половине сюжета – в 1 и 2 актах (отталкиваюсь от 4-х актной структуры с учетом поворотной точки Midpoint на 6 часах).
Что надо сделать:
- Карточки, рисуем взаимосвязи между ними.
- Происходит ли развитие конфликта по нарастающей или же конфликт идет по прямой линии и никакой эскалации нет или она искусственна и неоправданна? Попробуйте поиграть с собой в отличную игру сценаристов сериалов «а если еще хуже?» Доведите конфликт до самой высокой точки кипения, а потом, смотрите, нужно ли чуть снижать или нет.
8. Midpoint ( 6 часов) где ты? – отсутствует или слабо выражен, из-за чего середина истории проваливается и становится вялой и скучной.
Что надо сделать:
- Усиливаем физическую и эмоциональную опасность для Героя, давление альтернативного фактора (событий извне), отчуждение, проверяем присутствие Антагониста. Помним о том, что эта ключевая точка НЕ случайно метафорически называется Смерть Героя.
Пожалуй, пора передохнуть.
Продолжение читайте во второй части статьи.
©Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: https://kseniagamaleya.ru/