Найти тему

Почему важно знать и понимать метод Михаила Чехова и как возник тренинг "Сам себе режиссер"

Театр с детства был неотъемлемой частью моей жизни. Мы с сестрой выросли на спектаклях Марка Захаров, с которым папа наш дружил со школьных лет. Прогоны для «пап и мам», генеральные репетиции, премьеры – атмосфера восторженной магии и ни с чем не сравнимый запах кулис, который мне снится до сих пор (да-да, даже во сне я чувствую этот запах, от которого становится тепло, уютно и одновременно пронзительно грустно).

Лет с 10-ти наступила пора театральных студий: сначала в районном доме пионеров, где мне была предложена роль Мальчиша- Плохиша, что меня, само собой, абсолютно не устраивало. Успешно сыграв этого плохого парня, я переместилась во Дворец пионеров на Воробьевых горах, затем знаменитая в годы моего детства театр-студия Спесивцева – я планомерно меняла студии в поисках своего идеального Мастера. И, наконец, в классе 6 или 7 я нашла своего Мастера и Ментора. Екатерина Павловна Перельман – ученица Михаила Чехова, жена художника Виктора Перельмана вела театральную студию во Дворце культуры им. Крупской в переулке Стопани, в центре Москвы. В студии Екатерины Павловны в разное время занимались многие, ставшие затем известными, артисты. Это была ослепительной, но строгой красоты и аристократического изящества женщина, к тому времени уже весьма преклонных лет маленького роста и хрупкая, как пушинка. Но, показывая нам какие-то упражнения и на репетициях Екатерина Павловна в мгновение ока могла перемещаться из зрительного зала на сцену и обратно.

Портрет Жены. Виктор Перельман, 1929, Государственная Третьяковская Галерея
Портрет Жены. Виктор Перельман, 1929, Государственная Третьяковская Галерея

Екатерина Павловна в преподавании актерского мастерства трепетно и неукоснительно следовала методике Михаила Чехова; я занималась в студии почти 5 лет, и думаю, что это сопоставимо в обучением мастерству в театральном Вузе:)) От Екатерины Павловны я впервые услышала имена - Михаил Чехова, и Рудольфа Штейнера, и «НЕ то, что есть, побуждает нас к творчеству, но то, что может быть». Екатерина Павловна была человеком уникальным, чутким, мягким и одновременно настойчивым Ментором, она увидела во мне творческую искру, верила в меня и вдохнула в меня - подростка - некоторую уверенность в свои возможности.

Параллельно я занималась актерским мастерством с Аллой Григорьевной Кигель - известным театральный режиссер и педагогом, она была одной из немногих женщин-режиссеров в Советском Союзе в 1960-е годы. Она вместе с моим папой в детстве занималась в театральной студии при Академии Наук. На этом этапе к технике Михаила Чехова присоединилась система Станиславского.

Алла Григорьевна Кигель, театральный режиссер, педагог
Алла Григорьевна Кигель, театральный режиссер, педагог

Актрисой я не стала, но достаточно рано я поняла, что метод Михаила Чехова – это больше, чем актерские навыки, это во многом – способ наблюдения за собой, возможность познать себя, научиться смотреть на себя, на мир - «со стороны», раскрывать свою личность и творческий потенциал, чувствовать себя свободно и комфортно в окружающем мире. Техники Михаила Чехова тренируют тело и психику, ее повседневные элементы — воображение и внимание, преобразованные творческим «Я». Я попробовала применять отдельные техники М.Чехова в повседневной жизни, внимательно наблюдая за тем, какие изменения происходят во мне, в моем отношении к внешним событиям.

Сегодня я уверенно могу вам сказать, что мне это очень помогает#nbsp;в жизни, стабилизирует, я могу переключаться с себя на взгляд на ситуацию «со стороны».

И, безусловно, знания и навыки, приобретенные у таких великих педагогов, как Е.П.Перельман и А. Г. Кигель помогали в моей работе креативным директором, режиссером, а затем и в преподавании.

И такое было :-0)
И такое было :-0)

Рождение тренингов "Сам себе режиссер", "Быть здесь и сейчас"

Отправной точкой, триггером для создания тренингов стала необходимость раскрыть потенциал начинающих сценаристов, так как я видела, как непросто дается им смотреть и видеть свои истории «со стороны» , уметь погружаться во внутренний мир своих историй и одновременно удерживать позицию «вне». После нескольких занятий участники тренингов обратили внимание на то, что психофизические упражнения не только помогают им чутче понимать мотивации своих персонажей, но (!), у них постепенно возникало ощущение внутренней свободы, а затем и внешней, физической раскрепощенности, происходил метафизический момент соединения с собой и с настоящим моментом.

Это было только начало. Постепенно к моим тренингам стали присоединяться начинающие артисты, практикующие психологи, IT-специалисты, блогеры, астрологи, банковские и госсслужащие, - люди разных профессий и сфер деятельности. Приходили люди с самыми различными запросами, но было одно, что их объединяло: потребность в раскрепощении – внутреннем и внешнем - для работы и для повседневной жизни.

И почти все просили меня помочь им также с раскрепощением голоса, приобретением навыков ораторского мастерства и аргументацией.

Исходя из запросов, я поняла, что#nbsp;мне нужно усовершенствовать программу тренингов, добавив к Чеховской системе упражнения по методу освобождения природного голоса Кристин Линклейтер, в основе которого лежит понимание, что все преграды, которые мы испытываем при обращении к ресурсам нашего организма, находятся в нашем теле, и, конечно же, в мозге. Накопленное годами мышечное напряжение от переживаний, страхов и неуверенности, аккумулируется в определенных местах организма (например, нижняя челюсть собирает все наше напряжение), мешает нам взаимодействовать с нашим организмом и направлять его, мешает расслабиться и вдохнуть жизнь «здесь и сейчас». «Не слушайте свой голос. Его надо увидеть и почувствовать», - считает Кристин Линклейтер.

-4

Какие упражнения мы делаем на групповых тренингах «Сам себе режиссер» и «Быть здесь и сейчас»? Мои любимые и наиболее эффективные Чеховские техник, которые#nbsp;предназначаются отнюдь не только для артистов:

упражнения на развитие воображения и внимания

  • снятие зажимов
  • смотреть и видеть, слушать и слышать
  • откуда брать энергию
  • многогранность «восприятия»
  • как развивать эмоции и тело
  • как выстраивать психологические защиты и разделять свою личность и свою социальную «маску»
  • поиск внутренних резервов

Главной сверхзадачей тренингов я вижу в расслаблении тела, снятии зажимов как физических, так и ментальных, без чего невозможно освободить свой природный голос и сформировать органичный режима звучания. Дыхание, опора для звука, звукоизвлечение, само собой – артикуляция, дикция, интонирование; затем переходим на уровень постижения искусства аргументации и убедительной речи.

-5

Вот несколько отзывов участников курса «Сам себе режиссер» и «Быть здесь и сейчас:

"Это было ни с чем не сравнимое соединение с собой и настоящим моментом"

"Я научилась не бояться вступать в контакт с разными людьми, научилась реагировать и отпускать контроль там, где он вовсе не нужен. Возможно, я отчасти научилась быть собой".

"Занятия помогли мне вернуться в реальность, выдергивая из постоянных мыслей о прошлом и будущем, заставили действовать здесь и сейчас!"

"Актерско-режиссерский интенсив стал для меня абсолютно новым опытом. Все ребята из нашей группы изменились за время занятий, стали более открытыми, раскрепощенными. И - да, это было очень весело!"

-6

Великий русский философ, культуролог, литературовед Михаил Бахтин ввел странный и одновременно всеобъемлющий термин — «вненаходимость». Бахтин использовал его для объяснения отношений автора и героя, образ которого он создает. Быть ВНЕНАХОДИМЫМ это значит сливаться душой со своим предметом, кем бы бы он ни был, и в то же время удерживать позицию ВНЕ его, видеть и оценивать мир с его точки зрения, сохраняя при этом свою.

Как вы можете увидеть, позиция вненаходимости значима не только во всех видах искусства, но и в психотерапии и консультировании, в педагогике, в повседневной жизни каждого из нас.

Я каждый раз «лечу» на тренинги с ощущением крыльев за спиной, с трепетным ожиданием встречи со старыми и новыми учениками, с чувством упоительного азарта: мне предстоит наблюдать за постепенным раскрытием, процессом самопознания, за изменениями разных и прекрасных людей. На моих глазах происходит чудо трансформации, и это пробуждает во мне необычайную радость, вдохновляет и вселяет энергию!

-7