Найти тему

«Ловушка дилетантизма», почему сценаристу необходимо проводить тщательный ресерч, и как это делать.

Начну с короткой истории из жизни: был у меня заказчик – непрофильный инвестор (это страшные люди из параллельной реальности, у которых есть довольно много денег, они посмотрели пару-тройку фильмов, решили снять «свое кыно» и хотят обязательно коммерческого успеха. Почему от таких персон сценаристам лучше держаться подальше – в следующем материале).

Так вот. Согласно утвержденной заказчиком концепции, история по жанру должна была быть на стыке исторической драмы с элементами сайфая. При разработке сюжета и для понимания одного из персонажей мне не хватало профессиональной информации. Я слегка углубилась в нейрофизиологию, чтобы понять, как мозг работает с нашими воспоминаниями, нужно было еще в кардиологии пошуршать и в психосоматике. В результате тщательного ресерча сюжетный ход получился визуально захватывающим и одновременно правдоподобным, что подтвердил мой знакомый, продвинутый клинический психолог.

И все бы шло по плану, если бы нецелевой инвестор - заказчик - он же еще и «главный сценарист», «главный режиссер», «главный продюсер» и «главный артист» – не захотел изобрести свой «терапевтический метод» в качестве сюжетного хода, уже на этапе поэпизодника. А на мое разумное замечание о том, что придуманное противоречит элементарной логике правдоподобия, инвестор-сценарист-продюсер-режиссер-артист сказал, что «раз мы снимаем не документальное кино, совершенно не обязательно придерживаться правдоподобия и дополнительное изучение материала не требуется.

К сожалению, в аналогичную «ловушку дилетантизма» попадают многие начинающие сценаристы.

Начнем с определения: ресерч - это исследование, поиск, отбор, фильтрация, селекция, анализ информации, необходимой для создания правдоподобной истории

Для чего ресерч необходим?

1. Позволяет правдоподобно настроить мир истории. Правдоподобно в данном контексте подразумевает наличие таких причинно-следственных связей, в которые зритель легко может поверить, без лишних ненужных вопросов, которые тормозят восприятие сюжета.

2. Помогает избежать вторичности, банальности и клишированности событий.

3. Помогает сценаристу придумывать сюжетные события и ситуации.

Попробую объяснить проще: отсутствие необходимых знаний приводит к главной беде сценариев – они становятся неправдоподобными, возникают «дыры» в причинно-следственных связях: зритель это чувствует всегда, так как у него во время просмотра не хватает минимально необходимой информации, чтобы поверить в правдоподобие мира. А хватать ее не будет, потому что и у сценариста этой информации не было.

"Семь психопатов" - отличный  фильм про непростую жизнь сценаристов
"Семь психопатов" - отличный фильм про непростую жизнь сценаристов

Ресерч темы/тематики/проблематики. А кто -где – когда освещал эту тему в кинематографе и в мировом художественно-литературно-театральном пространстве? А с какой стороны эти авторы рассматривали тему, какие нарративы они в связи с этой темой закладывали в свои произведения? Не думайте, что эта информация приведет к тому, что вы поймете, что «все уже было», и руки у вас опустятся. Суть произведения искусства (а я верю, что кино и написание киносценария» - это искусство, основанное на ювелирном мастерстве) – не в том, что именно хочет автор сказать, а в том, КАК он это хочет рассказать и показать. Именно это позволяет делать вечные темы звеняще актуальными и цепляющими за живое зрителей.

Ресерч по референсам. Это позволит вам избежать вторичности вашей истории . Очень часто слышу такие фразы от сценаристов: «у моей истории нет референсов – никто с такой стороны не подходил к этой теме», «я не очень много смотрю фильмов и сериалов, референсов нет », «а зачем референсы, я хочу создавать свою историю, а поиск референсов – это движение к плагиату». Первые два аргумента стопроцентно сигнализируют, что сценарий будет абсолютно «вториджиналс». Кроме того, второй аргумент – это камень на шее сценариста, который стремительно уносит его на дно дилетантизма, и совершенно точно, этот автор далек от понимания киноязыка, владение которого необходимо.

Ловушка третьего аргумента заключается в том, что поиск референсов не ограничивает вашу фантазию, а, наоборот, вдохновляет нас. Это – неиссякаемый источник вдохновения,

К вопросу о том, какие бывают референсы.

Референсы бывают:

• Сюжетные

• Тематические

• По сюжетному ходу

• Стилистические

• Визуальные

• По атмосфере

• По жанру

• По герою

• По философии

-2

Ресерч для настройки правдоподобия и событийного ряда. Здесь речь идет о поиске информации, которая помогает:

1. создать правдоподобный мир истории, с понятными зрителю правилами и мира и значимыми деталями. Думаю вы знаете, что мозг человеческий не способен воспринимать абстракцию как реальность, только благодаря деталям мозг способен что-то запомнить и поверить в «правду мира»;

2. придумать правдоподобных персонажей, с вызывающими доверие поступками и реациями;

3. найти интересные сюжетные ходы и повороты.

Поиск информации не ограничивает, он, наоборот, стимулируют творческий потенциал, так что персонажи смогут попадать ситуации и отношения, которые вам раньше дажде не приходили в голову. Почему не приходили в голову? Потому что из ничего рождается «ничего», чтобы ваш мозг мог что-то придумывать, ему, как растению, нужна земля - информация, основываясь на которой можно запускать свое творческое воображение.

Сценарист Аарон Соркин, который считается лучшим сериальным диалогистом Голливуда, выделяет два основных типа исследований. (Заметьте, даже сценаристы такого уровня не гнушаются ресерча):

1. Общий: у вас есть только замысел, направление или тема, но еще нет конкретной истории.

2. Нацеленное исследование: детальное и конкретизированное. Автор знает, что именно он ищет.

Очень большой ошибкой будет попытка придумать сюжет, до проведения общего исследования. При общем исследовании ведется ненаправленный поиск. Автор впитывает всю информацию, связанную с тематикой, до которой может дотянуться. В таком типе исследований автору приходится пропускать через себя огромный пласт ненужной информации. Но такой ресерч может подкинуть самые интересные и нетривиальные сюжетные ходы. Случайно услышанная байка или неизвестный факт по теме, может стать начальной точкой для построения истории.

Ресерч для сеттинга: исторический/временной, социальный и тд. Такое исследование создает ощущение подлинности и правдоподобие.

На этапе проведения исследований сценарист может попасть в ловушку «потери ориентации во времени и пространстве». Во-первых, не нужно проводить ресёрч, чтобы оттягивать время от написания истории. Это инструмент, а не костыль.

Во-вторых, вы как автор, конечно, должны позволить себе наиболее свободный простор действия для исследований. Однако нужно строго отслеживать количество времени, которое вы затрачиваете на исследование, чтобы не утонуть в информационной бездонности.

КАК НЕ УТОНУТЬ? Берите только то, что вам нужно и быстро выплывайте на поверхность - для этого вам необходима будет сила воли и настройка туннельного зрения – вы должны знать направление поиска.

Думаю, каждый из вас оказывался в такой ситуации: вы заходите на Pinterest с максимально конкретным запросом, а когда выныриваете из сети, то обнаруживаете, что прошло часа два, а вы так и не просмотрели всё. А вдруг там, где я не посмотрела, есть то самое лучшее, что я искала? – это ловушка. Поверьте: - вы уже нашли то, что вам нужно, в первые полчаса, все остальное время вы просто скролили ленту.

-3

ЧТО ДЕЛАТЬ?

• Устанавливайте таймер на 30 минут, максимум – на час. И делайте от 3 до 5 погружений по одному запросу, но не в один день. Звонок таймера вернет вас в реальность, в которой вам нужно писать синопсис, поэпизодник, сценарий. Да, конечно, многое зависит от сложности материала, который вы ищете, но вы сами уже научитесь со временем контролировать время ресерча, увеличивать или уменьшать время, необходимое вам для нахождения информации.

• Не забывайте анализировать информационный поток на предмет нужности, анализируйте, имеет ли материал ресёрча отношение к вашей истории.

• Придерживайтесь выбранного вами направления, задавайте себе вопрос: как эта информация может мне помочь в развитии сюжета. Составьте список того, что вы будете искать – это позволит не утонуть в несущественных подробностях.

1. Локация, где разворачиваются события вашей истории

2. Период времени – временной сеттинг

3. Обычаи и Культура

4. Профессиональная информация

5. Любые другие детали

• Используйте мантру ответственного шопоголика: Берите только то, что вам нужно и быстро уходите! Не заглядывайтесь на соседние полки, идите только за тем, за чем пришли.

• Создайте для себя правило восьми кликов – мой опыт подсказывает, что 8 кликов на разные ссылки обычно бывает достаточно для сбора базовой информации. Если после анализа и фильтрации вы поймете, что все-таки информации не хватает, ныряете еще раз на несколько кликов (но не больше восьми).

Туннельное зрение, здравый смысл и сила воли – вам в помощь!

-4

А что касается истории с моим непрофильным инвестором-заказчиком-сценаристом-продюсером-режиссером-артистом, то только наличие грамотно составленного мной договора помогает в таких ситуациях. Тут могу лишь посоветовать изучать матчасть: внимательно изучайте все пункты контракта, настаивайте на включении пунктов, которые вас обезопасят от дилетантов.

Почитать другие мои статьи можно в разделе Блог

Записаться на интенсив "От идеи до питчинга"

© Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: https://kseniagamaleya.ru/