Найти тему
Школа Жизни

Как проходил первый кругосветный перелёт на самолёте?

   Как проходил первый кругосветный перелёт на самолёте? Фото: общественное достояние
Как проходил первый кругосветный перелёт на самолёте? Фото: общественное достояние

В самом конце 1986 года весь мир узнал про удивительный кругосветный перелёт двух американских пилотов на уникальном самолёте под названием «Вояджер». Поразительным было то, что он длился десять дней, и за это время удалось относительно благополучно преодолеть примерно 42 000 километров!

Перелёту, разумеется, предшествовала серьёзная подготовка. И началась она за несколько лет до описываемого события.

Один из пилотов, Дик Рутан, до этого служил в ВМС США двадцать лет. Он вышел на пенсию, после чего устроился на фирму к своему брату в качестве лётчика-испытателя. Здесь Дик Рутан познакомился с женщиной-пилотом Джиной Йигер, и как-то плавно у них родилась идея облететь без посадки земной шар на самолёте. Самолёт по причине уникальности всего мероприятия предполагалось построить также уникальный.

   Джина Йигер Фото: общественное достояние
Джина Йигер Фото: общественное достояние

Тут, конечно, очень пригодились ресурсы фирмы, где работал Дик. Его брат отнёсся к идее с интересом, начались исследования, расчёты, поиск материалов и так далее. В общем, к началу 1986 года «Вояджер» был готов и стал проходить необходимые испытания.

Самолёт для кругосветного путешествия представлял собой крыло-раму, в середине которой находился фюзеляж. Тут, собственно, располагались места для пилотов и необходимые приборы. Два двигателя приделали на фюзеляже, один — впереди, один — сзади. Крыло-рама имела приличный размах для двухместного самолёта — целых 33 метра!

   Дик Рутан Фото: общественное достояние
Дик Рутан Фото: общественное достояние

При конструировании летательного аппарата использовали необычные материалы — композитные графитоволокнистые материалы и специальную бумагу, пропитанную эпоксидной смолой. Такой выбор был связан с тем, что в сумме применяемые материалы оказались прочнее (это подтвердили предварительные лабораторные испытания) и легче классического «авиационного» алюминия.

Вообще вес самолёта составил почти 910 кг. То есть совсем немного. Здесь конструкторы боролись за каждый грамм и даже отказались от некоторых датчиков, лишних, по их мнению.

Такая борьба с весом являлась вполне оправданной, ведь в итоге для рекордного авиаперелёта летательный аппарат принял на свой борт почти 3200 кг горючего! Как говорится, почувствуйте разницу, сравнив вес аппарат и вес топлива.

   Тот самый «Вояджер» Фото: Джонстон. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0
Тот самый «Вояджер» Фото: Джонстон. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 3.0

Благодаря необычной конструкции в полёте планировалась ещё одна изюминка: при попутном ветре и необходимой высоте полёта «Вояджер» должен был как бы планировать, используя лишь один двигатель из двух. Эта мера могла бы существенно сэкономить топливо.

Топливо (в баках) располагалось в том числе и в длинных крыльях самолёта. Это едва не привело к трагедии.

Дело в том, что в момент взлёта «Вояджера» крылья сильно прогнулись и задели бетонную взлётную полосу. Края крыльев несколько повредились, однако старт не отменили. Ну, и полёт, как мы теперь знаем, состоялся.

Десять дней перелёта дались двум пилотам тяжело. Кабина в самолёте была далека от идеальной (пришлось и тут снижать вес), сильные перегрузки привели к тому, что после окончания перелёта лётчиков погрузили в «Скорую помощь» и отвезли в госпиталь.

В целом, конечно, полёт «Вояджера» прошёл довольно успешно. Скорость во время необычного эксперимента колебалась где-то в районе 200 км/ч, лишь однажды добравшись до отметки в 265 км/ч. В полёте самолёт, как и предполагалось, иногда выключал второй двигатель.

Сильные ветры и настоящие тайфуны снижали скорость перелёта, из-за чего в некоторые моменты расход топлива увеличивался, а скорость падала даже до 105 км/ч…

Определённая странность «Вояджера» заключалась в том, что на летательном аппарате отсутствовали датчики уровня топлива! Их решили убрать для того, чтобы чуть больше места сохранить для горючего. Поэтому пилотам приходилось регулярно запрашивать базу и узнавать элементарную вещь — количество топлива в баках.

Что интересно, база пару раз давала ошибочные данные по поводу горючего, заставляя пилотов изрядно волноваться и судорожно соображать, что делать дальше.

Как бы то ни было, полёт «Вояджера» завершился благополучно. И он дал много ценного материала, полезного для конструкторов и специалистов в области авиастроения.

Автор — Максим Мищенко

Источник — ШколаЖизни.ру