Снова здравствуйте, Дорогие Читатели.
Наверное, эту статью следовало бы писать унылым осенне - зимним днём под дождь и ветер. Но уж так получилось, что пишу её в весенний солнечный, хотя и очень ветреный день, ведь Катя от нас пока никуда не ушла.
Одним из не закрытых маршрутов у автора оставался "путь голода" на набережной Леффи. Но, сначала предыстория.
Поскольку все плодородные земли Ирландии были отобраны дружелюбными англичанцами, на оставшихся землях в местном климате лучше всего рос картофель. Им и питались. По статистике, средний ирландец в те времена потреблял до 25 картох в день. И вот, в 1845 году завезли из америки (а откуда что-то хорошее?) то ли тлю, то ли фитофтору (пусть ботаники поправят), которая убила весь картофель на корню. Не только в Ирландии, а по всей западной Европе. И если на материке это не было столь критично, то на острове настал жуткий голод. Тысячи ирландцев потянулись за лучшей (какой нафиг, лучшей? Хоть за какой - нибудь долей) за океан.
Это по пути просто...
Такой красивый мост и изгадили граффити...
Возвращаемся к теме. Это знаменитая дорога голода.
Те, кто меня знают ближе, понимают, что я больше сочувствую собакам, чем двуногим...
Этот стенд повествует о том, как люди шли 160 км в Дублинские доки, чтобы попасть на корабль. Всем предлагается проделать часть пути.
А вот, собственно, и цель путешествия, корабль Джени Джонстон. Это один из многих кораблей, который переправлял беженцев от голода в Канаду и Америку. Чем же он так знаменит и почему именно ему поставлен памятник в виде точной реплики?
Экскурсия, естественно, только с гидом, оно и к лучшему.
Не плавать. А так хотелось ))
На носу- богиня Eoru - земледелие и плодородие.
Заходим на корабль. Вот на этой посудине переселенцы плыли минимум, два месяца до земли обетованной.
Чем знаменит этот корабль? Стандартные корабли такого класса брали на борт 300 беженцев. Размер судна видите? 300 ! человек. Это смерти, болезни, антисанитария. Джени Джонстон знаменита тем, что совершила 16 плаваний от Дублина до Америки, и ни один человек на её борту не умер. Почему? Она брала только 200 человек. Опытный капитан и врач на борту.
Такое путешествие стоило 3 фунта. Всего-то? По нынешним меркам это около 2400 евро. Люди скидывались семьями и всеми родственниками, чтобы сначала заслать кого-то одного, который потом, обосновавшись, отправлял деньги своим для переезда.
Идём вниз. Точная реплика с одним отличием: противопожарные двери.
Грамотный и опытный капитан (ходил до этого 23 года) понимал, что в таких условиях весь корабль в опасности, поэтому жёстко отделил команду от пассажиров.
На снимке "ночная ваза" переселенцев. Какие гальюны? Вот, ведёрко. Во время волнения, сами понимаете, что происходило, и какие запахи...
Но капитан был мудр, и принудительно выгонял каждого пассажира на полчаса на палубу, дышать воздухом.
Это капитан. Справа - экскурсовод ))
Было много музыкантов. Развлекались, как могли.
Это корабельный врач. Он мог бы спокойно жить на берегу, держать свою практику пациентов и в ус не дуть. Но, он выбрал судьбу быть на корабле. Каждый пассажир должен был быть осмотрен каждые 48 часов. Судно знаменито тем, что за 16 рейсов на нём никто не умер.
На фото ниже паёк. На семью из 4-х человек. На день? Нет. На неделю.
Там овсянка, крупа, чёрный чай и пр. При всей скудности, для многих это было счастьем, поскольку дома они такой пищи и не видели. Капитан жестко следил, чтобы у всех была одинаковая пайка еды.
Чёрный чай спасал от цинги. Два месяца без витаминов...
Что происходило на других таких же кораблях? Кто-то приехал со своей едой, а кто-то нет. Драки, убийства...
На фото ниже мадам, которая взошла на борт на 8-м месяце беременности. На другом корабле младенец вряд ли бы выжил, но здесь её подкармливал весь экипаж из 17 человек. У мальчика после рождения получилось 19 имён. Два собственных, а ещё 17 в честь членов экипажа ))
А во так они спали. 5 взрослых либо 10 детей на шконке.
Зная о голоде, многие пытались помочь Ирландии. Было собрано (каюсь, не уловил, кем точно) около 10 тыс фунтов (миллионы на сегодняшние деньги) на еду ирландцам. Были отправлены 3 корабля с едой в Дублин. Но добрая тётя лИЗА, сказала, нет, это обрушит цены на продовольствие. Корабли в гавань не пустили. Чиста бизнес, ничё личного...
Но, всё-таки, помощь доходила. Ниже благодарственное письмо с припиской "Мы выжили"...
Советы мигрантам
А это правила поведения на борту.
Запрещено: курить, открытый огонь, драки, ругань, азартные игры, плевать, бухать.
Правильный был капитан ))
Очень качественная реплика.
Даже мачты из натурально дерева.
Взгляд на современность с палубы истории.
Можно даже порулить ))
Не устану повторять, до чего качественно восстановлена.
Ну, а теперь о мистике. В 1853 году голод закончился и новый хозяин судна переквалифицировал его в обычный торговый корабль. Выйдя в море, он попал в сильнейший шторм, которого никогда не видели до этого берега Нью-Йорка. На 6-й день в океане судно лишилось запасов пищи и воды, смыло. 3 дня экипаж пытался бороться, но судно уходило медленно под воду. Каким-то чудом к ним подошёл голландский корабль и снял всю команду. Все выжили. А Дженни Джонстон пошла ко дну. Она выполнила свою миссию по спасению людей, а вот торговым кораблём быть не захотела... Вот так...
Ну, это уже на обратном пути. Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт )) Интересно, как эта плавает? ))
Ну, а дальше уже зарисовки на обратном пути.
Здание Английско - Ирландского пароходства.
На сегодня всё, Дорогие Друзья )) Если понравилось, не забывайте палец вверх))
Искренне Ваш, сэр.