Советские конструкторские бюро всегда были богаты на талантливых специалистов, предлагавших неординарные решения серьёзных проблем. Так появился и Ту-128, очень необычный барражирующий истребитель-перехватчик, который разительно отличался от всех прочих военных самолётов.
Предпосылки
На рубеже 1950-1960 годов, ещё до начала эры баллистических ракет, единственным эффективным способом доставки ядерного оружия к цели являлись стратегические бомбардировщики. Фактически они были воплощением передовой технической мысли, поскольку должны были летать как можно выше и быстрее, чтобы они могли успешно миновать практически любую систему ПВО. Поэтому их перехват на границе государства представлял большую проблему, и решить её было крайне сложно.
При настолько большой протяжённости границы физически было невозможно прикрыть её средствами радионаблюдения и противовоздушной обороны, особенно дальние рубежи. В частности, север страны был самым незащищённым из-за крайне жёстких погодных условий, практически полного отсутствия дорог и очень маленького числа военных баз. Вероятность нанесения удара с этого направления была крайне высокой, и в неблагоприятных обстоятельствах предотвратить его было бы очень сложно.
Единственным вариантом это сделать был самолёт, способный работать на дальних расстояниях и обладающий соответствующим вооружением – ракетами «воздух-воздух». Разумеется, в распоряжении Советского Союза такого самолёта не было. По дальности действия идеально подходил бомбардировщик, но у него была совершенно другая специфика, и он не годился для обозначенных целей. В свою очередь, истребители были идеальным вариантом, но они не могли базироваться слишком близко к границе. Военно-воздушные базы находились очень далеко, и радиуса действия истребителей катастрофически не хватало даже для выполнения срочных миссий, не говоря уже о постоянном патрулировании границ. Когда перед конструкторским бюро Туполева (ОКБ-156) поставили эту задачу, над её решением долго не думали и пошли по самому лёгкому пути – объединили качества двух типов самолётов. Так появился очень странный самолёт, барражирующий истребитель-перехватчик.
Ту-128
Прототип был готов во второй половине 1960-го года, и он не выглядел, как перспективный истребитель, который желало получить Министерство обороны. Он больше походил на бомбардировщик Ту-22. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, ведь Ту-128 построили именно на его основе. Таким образом конструкторы пытались компенсировать недостаток радиуса действия. Как показала практика, им это удалось, но за такие достижения пришлось заплатить довольно высокую цену.
Поскольку базовая конструкция Ту-128 досталась от бомбардировщика, от него он унаследовал не только плюсы, но и минусы, такие как недостаточно высокую скорость полёта, а также весьма посредственную маневренность. Фактически новый истребитель-перехватчик не мог вести воздушный бой и представлял собой лёгкую мишень для истребителей противника. Впрочем, проблемой это не являлось: стратегические бомбардировщики потенциального врага всё равно не имели бы эскорта, поскольку истребители не могли летать на такие же большие расстояния. Это в немалой степени повлияло на вооружение Ту-128: у него категорически отсутствовали пушки, зато на борту имелись четыре ракеты класса «воздух-воздух», с помощью которых и планировалось сбивать стратегические бомбардировщики.
Поскольку слишком уж удалённые от цивилизации районы могли и не перекрываться радиолокационными станциями дальнего обнаружения, самолёт имел возможность искать цели и наводиться на них самостоятельно. Конечно, его могли вести наземные РЛС или же самолёты ДРЛО, которые были в состоянии обнаружить стратегические бомбардировщики на подлёте, но искать цели Ту-128 мог и самостоятельно. У него на борту имелась собственная радиолокационная станция с дальностью действия до 50 километров. Поэтому во время дежурства они сами сканировали окружающее пространство на наличие вражеских самолётов, если не могли полагаться на поддержку извне. Они также справлялись, если с земли передавали только общий район поиска.
Лётные испытания начались летом 1961 года, и по словам лётчиков-испытателей, самолёт оказался на удивление интересным, хоть и не обошлось без больших сложностей. Фактически конструкторы попытались объединить в одной машине черты бомбардировщика и истребителя, поэтому в его конструкции было несколько особенностей, от которых избавиться так и не удалось. Первая из них – чрезвычайно высокая сложность. Из-за этого производство обходилось очень дорого, что и послужило одной из причин его закрытия. Несмотря на все свои преимущества, всего собрали только 198 самолётов.
Вероятно, самым главным недостатком стала сложность управления: без предварительного обучения нормально пилотировать Ту-128 нем мог ни один пилот. Даже рычаги управления у него были другие: вместо одной рукоятки установили штурвал, внизу располагались педали для тормоза, прямо как в автомобиле. Ко всему прочему непосредственно самолёт был довольно массивным, распределённые топливные баки опустошались неравномерно, а во время посадки управляемость серьёзно уменьшалась. Всё это в совокупности привело не к одной аварии и вынудило выпустить учебный самолёт. Конечно, проблему это не решил, несмотря на несколько усовершенствований и тщательную подготовку пилотов. Летать на барражирующем истребителе-перехватчике было сложно, но он показывал отличные результаты.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
По техническим и экономическим причинам производство было остановлено в 1970 году, а эксплуатация продолжилась вплоть до 1990. Возможности Ту-128 оценили сразу же, как только началась их эксплуатация, и от них не собирались отказываться несмотря на все имевшиеся трудности. Самолёты имели большой радиус действия, поэтому могли долго находиться на боевом дежурстве с полным вооружением.
В разработку бомбардировщиков всегда вкладывалось немало усилий и средств, а некоторые из них выделяются даже на фоне своих впечатляющих одноклассников.
Источник: https://novate.ru/blogs/260224/68898/