Начиная свое повествование, я бы хотел обратить внимание моего любознательного, но довольно придирчивого читателя на отрывок нашей летописи, который повествует о смерти князя Игоря.
Игорь же нача княжити в Кыеве, мир имея ко всем странам. И приспе осень и нача мыслити на древля- ны, хотя примыслити болыыюю дань... рекоша дружина Игореви: “Отроци Свеньлъжи изоделися суть оружьем и порты, а мы нази. Поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы”. И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примышляше к первой дани, и насиляше им и мужи его. Возьемав дань, поиде в град свой. Идущу же ему въспять, размыслив рече дружине своей: “Идете с данью домови, а я возъвра щаюся, похожю и еще”. Пусти дружину свою домови, съ малом же дру жины возъвратися, желая болша именья. Слышавше же деревляне, яко опять идеть, сдумавше со князем своим Малом: “Аще ся въвадить волк в овце, то выносить все стадо, аще не убьють его; тако и се, аще не убьем его, то вся ны погубить”. И послаша к нему, глаголюще: “По что идеши опять? Поймал еси всю дань”. И не послуша их Игорь, и вышедше из града Изъкоръстеня деревляне убиша Игоря и дружину его; бе бо их мало.
А теперь давайте вместе разбираться, где здесь быль, а где легенда.
Очевидно, что в 945 году поляне с древлянами столкнулись не впервые. Упоминается, что ранее поляне были «обижены» древлянами. Не исключено, что поляне даже платили дань своим обидчикам. При Олеге древляне уже платили дань в Киев «по черне куне». После смерти Олега древляне вновь подняли мятеж и отказались платить дань. Но киевскуму князю удалось приструнить мятежников и возобновить выплату дани. И вот в 945 году древляне вновь заратились.
В принципе, события этого и последующего года ни чем не отличаются от событий предшествующих лет. Полянская община во главе со своим князем вела борьбу с общиной древлян, которую возглавляли свои, местные князья. Шел процесс, когда одна сторона пыталась навязать даннические обязанности другой, а вторая пыталась отстоять свою независимость.
А вот сам факт убийства киевского князя, явление крайне редкое. По этой причине события 945-946 годов описаны столь подробно.
Летописец подчеркивет , что выступление древлян было связано с непомерными поборами. Говоря, что Игорь повернул обратно по пути домой с «малой дружиной», летописец указывает малую численность дружинников, а не их особый, приближенный к князю статус. Это следует из текста летописи.
И вышедше из града Исъкоръстеня деревляне убиша Игоря и дружину его, бе бо их мало.
Итак, восстание произошло в результате произвольного взимания дани. Из слов летописца известно, что древляне платили дань нормировано.
Почто идеши опять? Поимал еси всю дань.
Подробности убийства Игоря сообщает византийский историк Лев Диакон. Изначально, Игорь был взят в плен, а затем казнен.
привязан к стволам деревьев и разорван на двое.
Сама казнь носила явный ритуальный характер. Князь, по языческим поверьям, являлся посредником между людьми и богами. Следовательно поляне, лишенные князя, становились беззащитны. Отсюда и самонадеянность древлян.
Се князя убихом рускаго поймем жену его Вольгу за князь свой Мал и Святослава, и створим ему, яко же хощем.
Отчаянность своего положения понимали и поляне.
Нам неволя; князь нашь убьен, и княгини наша хочет за вашь князь.
Так закончилась эпоха князя Игоря, и пришло время княгини Ольги. Теперь был ее ход, и она его сделала.
Не проходите мимо, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.