Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Арт-упражнения в паре

АРТ-УПРАЖНЕНИЯ В ПАРЕ

Очень интересно протекает арт-терапевтическая работа в парах. Главная цель – осознание преобладающих паттернов взаимодействия, конструктивных и деструктивных элементов в общении. Эффективны такие задания в работе с семейными парами, в диаде ребенок-родитель, в групповой работе по развитию коммуникативных умений и навыков.

Есть множество вариантов таких упражнений. Приведу некоторые.

Предлагаем партнерам сесть напротив друг друга, положить между собой лист ватмана и цветные мелки (карандаши, маркеры по желанию). «Внимательно посмотрите друг другу свои чувства. Если вы захотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов. Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые вызывает у вас работа партнера.

Можно проводить это упражнение без ограничений, просто наблюдая и слушая, как партнеры общаются друг с другом. Можно ввести ограничение-запрет на вербальные высказывания, при котором разрешены только невербальные способы взаимодействия.

Интересный вариант работы в паре, когда участники выполняют работу, держась за один карандаш. Можно дать общее задание – нарисовать картину на определенную тему; или, не договариваясь, создать то, что получится. Можно ввести ограничение по времени, о не обязательно.. Очень важно обсуждение.

- Лидировал ли кто-то в процессе работы? Был ли кто-то ведомый? Возможно было соперничество за роль ведущего.

- Каково было быть ведомым? Комфортно ли быть пассивным исполнителем?

- Как удалось достичь взаимопонимания в паре?

- Были ли неприятные моменты? Что это за эмоции?

В этом упражнении очень четко проявляется стремление доминировать, руководить или наоборот – готовность следовать за кем-то, кто берет на себя ответственность. Т.е. много информации для обсуждения на консультации или на тренинге.

Приведу рисунок с одного из тренинговых занятий.

Пример вполне конструктивного взаимодействия. Рисование проходило в режиме «молча». Инициативу взял на себя первый участник, второй поддерживал, дополняя рисунок. Важно, что первый, начиная какую-то часть рисунка, останавливался, предоставляя партнеру возможность проявить себя.

Оба отметили чувство удовлетворения от процесса работы и результата.

А вы используете арт-техники в работе с парами. Буду рада вашим комментариям.

Автор: Шуликова Ирина Викторовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru