АРТ-УПРАЖНЕНИЯ В ПАРЕ
Очень интересно протекает арт-терапевтическая работа в парах. Главная цель – осознание преобладающих паттернов взаимодействия, конструктивных и деструктивных элементов в общении. Эффективны такие задания в работе с семейными парами, в диаде ребенок-родитель, в групповой работе по развитию коммуникативных умений и навыков.
Есть множество вариантов таких упражнений. Приведу некоторые.
Предлагаем партнерам сесть напротив друг друга, положить между собой лист ватмана и цветные мелки (карандаши, маркеры по желанию). «Внимательно посмотрите друг другу свои чувства. Если вы захотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов. Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые вызывает у вас работа партнера.
Можно проводить это упражнение без ограничений, просто наблюдая и слушая, как партнеры общаются друг с другом. Можно ввести ограничение-запрет на вербальные высказывания, при котором разрешены только невербальные способы взаимодействия.
Интересный вариант работы в паре, когда участники выполняют работу, держась за один карандаш. Можно дать общее задание – нарисовать картину на определенную тему; или, не договариваясь, создать то, что получится. Можно ввести ограничение по времени, о не обязательно.. Очень важно обсуждение.
- Лидировал ли кто-то в процессе работы? Был ли кто-то ведомый? Возможно было соперничество за роль ведущего.
- Каково было быть ведомым? Комфортно ли быть пассивным исполнителем?
- Как удалось достичь взаимопонимания в паре?
- Были ли неприятные моменты? Что это за эмоции?
В этом упражнении очень четко проявляется стремление доминировать, руководить или наоборот – готовность следовать за кем-то, кто берет на себя ответственность. Т.е. много информации для обсуждения на консультации или на тренинге.
Приведу рисунок с одного из тренинговых занятий.
Пример вполне конструктивного взаимодействия. Рисование проходило в режиме «молча». Инициативу взял на себя первый участник, второй поддерживал, дополняя рисунок. Важно, что первый, начиная какую-то часть рисунка, останавливался, предоставляя партнеру возможность проявить себя.
Оба отметили чувство удовлетворения от процесса работы и результата.
А вы используете арт-техники в работе с парами. Буду рада вашим комментариям.
Автор: Шуликова Ирина Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru